Как вам удается наладить диалог с клиентом?
Искренность, честность, взаимное уважение — основа моего подхода к взаимодействию с клиентом. Некоторым обратившимся за юридической помощью приходится отказывать, объясняя это тем, что какие-то клиентские установки для нас просто неприемлемы. Например, если клиент пришел с позицией, что он и так все знает и сейчас расскажет мне, как лучше ему помочь и что следует предпринять. Либо желает взаимодействия по принципу «кто платит, тот заказывает музыку». И это не поза или каприз. Практика показала, что такие подходы имеют место быть и допустимы при решении простых, односложных, типичных кейсов. Когда же необходимо решить действительно серьезный, сложный вопрос, от клиента требуется осознанная готовность в профессиональных вопросах встать на позицию ведомого, ученика если хотите, и действовать в полном соответствии с рекомендациями юриста, доверяя и не пытаясь контролировать. Представьте, что во время операции на сердце пациент пытался бы управлять действиями хирурга, обсуждать их, ставить под сомнение. Именно поэтому мы ждем от клиента «приема лекарства строго по рецепту» или не беремся за лечение вовсе.
Уважение в профессиональной среде — необходимо ли оно и для чего?
Уважение или его отсутствие скорее характеризуют того, кто испытывает или нет это чувство. Уважение к коллегам-оппонентам, противникам, врагам — это показатель уровня профессионализма уважающего. Я выбираю с равным уважением относиться к своим коллегам, независимо от возраста, профессионализма, компетентности. При этом очень ценю, когда коллеги обращаются ко мне за советом, помощью, консультацией по особо сложным и важным кейсам.
Что вы считаете главным секретом своей популярности у клиентов? Клиент, тем более такой, которого я описал выше, хорошо понимает, готов ли он доверить свое дело именно вам. Способны ли вы решить его проблему?
Только лишь опыта и знаний не всегда достаточно, особенно когда делаешь то, что раньше никто и никогда не делал. Мои кейсы — это всегда выход на неизвестные территории, креативные решения, нестандартные шаги. Наверное, за этот выход за рамки прошлого опыта я и люблю сложные «неразрешимые» ситуации. И клиенты, скорее всего, чувствуют эту мою любовь к развитию через поиск решений, к выходу за привычные, стандартные рамки. Ну и конечно, есть опыт прошлых достижений, который можно пощупать, и оценить красоту игры. С другой стороны, наши решения, как правило, просты, действенны и эффективны. Стараюсь обходиться без «птичьего языка» и юридического жречества. Когда клиент понимает, что предпринимается и для чего, его участие в проекте перестает быть номинальным, он становится частью команды и бонусом к решению задачи получает удовольствие от участия в качестве полноценного игрока.
Есть ли у юристов какой-то морально-этический кодекс? Как его соблюдение влияет на успех?
У адвокатов такой кодекс имеется. У юристов, не имеющих статуса адвокатов, его нет. Для меня это вопрос личного выбора, и никаким кодексом невозможно принудить кого-то быть этичным, моральным, честным. С таким же успехом можно предписывать юристам быть умными и красивыми. Предпочитаю руководствоваться собственным внутренним кодексом и играть по своим правилам. С каждым клиентом мы создаем свой морально-этический кодекс, договариваясь о всех аспектах взаимодействия. Соблюдение этого кодекса критически важно для успеха проекта.
Что бы вы посоветовали молодым людям, мечтающим о профессии?
Молодым людям, будущим и начинающим юристам я бы посоветовал всегда помнить, что профессия их — творческая. Поэтому, усердно впитывая юридические науки, изучая законы, постоянно учась у лучших, старайтесь сохранить свежесть взгляда, имейте свое мнение и не бойтесь плыть против течения. Помните, что вы — главные творцы, а законы и фундаментальные теории — это инструменты и возможности для творчества. В конечном счете, профессия — это бóльшая часть жизни. И она должна быть в радость, приносить удовольствие. А за ними неизбежно придет и финансовый успех.