Безопасность бизнеса

ПРАВДА О ЛЖИ: какие проблемы бизнеса решает полиграф

Людмила Сохранова

Полиграфолог. Профайлер. Психолог.
Автор проекта «Архитектура личности»
Instagram: @polygraph26; @lyudmila_sokhranova
Помогает решить личные и организационные проблемы путем психотерапии
и инструментальной детекции лжи.

За последние 10 лет опросы с использованием полиграфа
приобрели широкую популярность.
Благодаря передачам, фильмам и роликам в интернете все знают
о существовании «детектора лжи», а каждый 5 испытывал его на себе.
Мы решили узнать, что он собой представляет, как работает и можно ли ему доверять?
Об этом и не только – в интервью с экспертом Людмилой Сохрановой.

− Здравствуйте, Людмила. Работу с полиграфом сложно назвать женской или обыденной. При подготовке к интервью я узнала, что у Вас несколько дипломов о высшем образовании, много научных статей по психологии, есть награды,
в том числе от Российской академии наук.
Как Вы пришли к работе с полиграфом?

 

– Добрый день. Если честно, то до знакомства с методом думала,
что полиграф это околонаучная чепуха. Тогда я работала психологом
в отделе по работе с личным составом ОМВД, и ко мне приходили сотрудники после полиграфа, рассказывая о том, какие глупости этот «детектор лжи», укрепляя веру в безнадежность метода.
Однако структура продолжала пользоваться услугами штатных полиграфологов и, как позже поняла, не зря. Вы верно подметили,
я – человек науки, и, когда пришло время покидать систему, мне поступило предложение о работе полиграфологом в одной очень уважаемой частной компании. Тогда ответила, что ничего про полиграф не знаю,
и собственник направил меня на обучение в лучшую, на мой взгляд,
школу инструментальной детекции лжи В.В. Коровина.
Оттуда началось мое становление как специалиста. Каждый опрос
с использованием полиграфа – это глубокая научная работа,
в которой используются методы психологии, математической статистики, физиологии, психофизиологии и других смежных наук.
Каждый опрос – это загадка, которую нужно решить,
не имея права на ошибку.

− Сейчас в России наблюдается настоящий бум применения полиграфа.
И бизнес все чаще и чаще обращается к такой услуге, как детекция лжи. Почему?

 

– Потому что эта услуга за относительно небольшую плату позволяет оперативно решить проблемы сразу в трех направлениях.
С помощью полиграфа выявляются факторы риска, которые могут навредить работе предприятия еще до того, как человека примут в штат. Под факторами риска я подразумеваю, например, наличие у кандидата
на должность различных зависимостей (алкогольная, наркотическая, игромания), совершение преступлений на прошлых местах работы, непогашенные кредиты, невыплаченные крупные долги и т.д.
Посредством полиграфа можно выяснить связь с конкурентами, криминалом или ведение нелегального бизнеса, о наличии которых соискатель умалчивает. Также он позволяет выявлять скрываемые опасные заболевания. Второе направление, в котором может помочь полиграфолог, – это служебные разбирательства, связанные с ущербом, недостачами, халатностью и т.д. Недавно проверяла работников компании,
которая занимается реализацией рыбы. На базе хранения в течение года имелись крупные недостачи. Ущерб делился на всех работников,
и в течение целого года грузчики и водители работали за себя
и «за того парня». В процессе групповой беседы, еще до подключения
к прибору, один из причастных сдал всю группировку, не выдержав ожидания проверки. После проведенного опроса с использованием полиграфа его слова подтвердились. Недостачи прекратились.
В целом же, полиграф уместен в тех ситуациях, когда собственнику
не хочется обращаться в правоохранительные органы или работа идет параллельно со следственными действиями. Он позволяет оперативно выявить круг непричастных лиц, снизить накал эмоций в коллективе
и не повредить нормальной работе организации.
Третье направление работы полиграфолога – профилактическое.
Когда персонал осознает, что в любой момент может быть проверен
на полиграфе, он несколько раз подумает, прежде чем совершить проступок.

− Практика применения полиграфа в бизнесе доказывает,
что 90% экономического ущерба коммерческим предприятиям
приносят не конкуренты, а работники своими умышленными
или неумышленными злонамеренными действиями
(кражи, сговоры, халатность, мошенничество). Так ли это?

 

– С 90 процентами не соглашусь. Все зависит от предприятия.
Если организация крупная, с четко прописанной нормативной базой
и отлаженной контрольно-учетной системой, если каждый сотрудник знает
и соблюдает должностные обязанности, проходит инструктажи, то больший вред нанесут все же конкуренты, поскольку маркетинговые войны и промышленный шпионаж никто не отменял. Что касается небольших компаний, да, встречаются случаи, когда ущерб наносится умышленно группой лиц по предварительному сговору, но чаще всего он обусловлен отсутствием логики в работе бизнес-структуры, непониманием работника преступной составляющей его действий
(я не украл, а взял свое). 

Сливая бензин, водитель оправдывает свои действия тем, что он его сэкономил. Охранник, который взял взятку 
за незаконный вывоз нефти с месторождения, полагает, что нефти 
еще много, а деньги лишними не бывают. Работник, перекинувший медный кабель через забор завода, не понимает что это кража, по его мнению, 
он «забрал остатки».

− Обращаясь к специалисту по детекции лжи, руководитель должен понимать, что, по сути, он допускает чужого человека к своему детищу.
Как не ошибиться с выбором полиграфолога?

 

– Выбрать компетентного полиграфолога не так сложно,
если учитывать некоторые особенности профессии. Для начала нужно выбрать 3-5 компаний, оказывающих услуги опросов с использованием полиграфа. Связаться с полиграфологами, попросить выслать для ознакомления копии дипломов или сертификатов о профессиональной переподготовке (в приоритете – первые), о повышении квалификации (уважаемый себя полиграфолог обучается 1-2 раза в год), сканы паспортов полиграфов (чтобы понять,
какая модель и год выпуска), отзывы заказчиков. Опыт работы полиграфолога измеряется не годами с момента получения диплома, а количеством проведенных проверок. Поэтому целесообразно расспросить полиграфолога
о том, сколько проверок он провел в этом году, сколько в прошлом,
в каких бизнесах имеет опыт (строительство, торговля, ресторанный бизнес
и т.д.). Важно понимать, чем человек занимался до освоения ремесла детекции лжи, в какой сфере работал, чтобы решить, подойдет ли он вам.
Спросите полиграфолога о конкурентах. Уважающий себя специалист
либо промолчит, либо ничего плохого не скажет. Если он начнет поливать
своих коллег грязью, соответственно, он может это позволить и по отношению
к заказчику. Также стоит проверить присутствие специалиста
в интернет-ресурсах и социальных сетях, участие в профессиональных группах
и форумах, круг интересов и увлечений. На своей странице в инстаграм
я выкладываю полезные и интересные материалы по полиграфу и отвечаю
на вопросы подписчиков.

Спросите полиграфолога о конкурентах.
Уважающий себя специалист либо промолчит,
либо ничего плохого не скажет.

− Как выглядит полиграф и как он определяет ложь?

 

– Полиграф – это прибор с датчиками, который помещается в небольшой кейс, его можно перевозить или использовать стационарно.
В народе существует другое название полиграфа – «детектор лжи».
И оно не совсем корректно. Полиграф не определяет правду или ложь,
эти понятия относительны. Согласитесь, у каждого своя правда.
Полиграф – это прибор, регистрирующий динамику физиологических процессов, протекающих без участия сознания, в ответ на заданный стимул. С его помощью мы можем выяснить, совершал человек какие-либо действия или нет, скрывает их или нет, исходя из его физиологических реакций в ответ на вопросы.
Если он скрывает информацию о совершаемых им действиях, а полиграфолог это отчетливо видит по результатам нескольких тестов, то делается обоснованный вывод о том, что человек лжет, отсюда название «детектор лжи».

− Можно ли попытаться обмануть полиграф?

 

Это самый часто задаваемый вопрос. Полиграф записывает картину, которая происходит в вегетативной нервной системе в момент проведения опроса. Вегетативная нервная система не подчиняется сознанию, мы не можем управлять работой наших внутренних органов. Поэтому обмануть полиграф простому человеку нельзя (равно так же, как нельзя обмануть аппарат МРТ
или УЗИ). Все предлагаемые методы в интернете (кнопка в ботинок, прикусить язык, думать на отвлеченные темы и пр.) полиграфологам хорошо известны, видны на полиграмме и являются косвенным доказательством того,
что опрашиваемый скрывает правду. Ведь противодействует только тот,
кому есть что скрывать. Единственный способ пройти полиграф – это говорить правду. В интернете сейчас много курсов, которые якобы учат обманывать полиграф. Я могу сказать, что это – выкачка денег из людей, которые боятся этих проверок, потому что у них на кону стоит многое. На это и идет расчет.
Единственный способ пройти полиграф – это говорить правду.

– Людмила, спасибо за интересную беседу!

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.