Спросим у эксперта

Когда споры партнеров зашли в тупик: как подготовиться к арбитражному суду

Оксана Владимировна Петерс

Адвокат. Партнер Eversheds Sutherland Moscow
Телефон: +7 (910) 459 03 58
E-mail: o.peters@tillingpeters.com

Любой хозяйствующий субъект в ходе осуществления деятельности непременно сталкивается
с возможными разногласиями и спорами, вытекающими из отношений с другими лицами,
которые зачастую приводят к судебным разбирательствам и, как следствие, убыткам и лишним расходам.

Для того, чтобы обезопасить себя от негативных последствий в будущем, необходимо еще на этапе заключения договора обеспечить наличие необходимых подтверждающих операции документов либо иных относящихся
к соглашению устных и письменных сведений,
которые будут удостоверять наличие гражданско-правовых отношений
и содержание существующих обязательств. 

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств 
в первую очередь следует попытаться урегулировать возникший спор 
в досудебном порядке. Данный этап, помимо прочего, 
будет свидетельствовать о добросовестности стороны, чье обязательство нарушено: прежде чем прибегнуть к судебной защите своих интересов, лицом было сделано все возможное для того, чтобы сохранить открытые 
и честные партнерские отношения и призвать контрагента к добровольному устранению нарушений. Письменные и вещественные доказательства, объяснения, деловая переписка, аудио- и видеозаписи, иные материалы существенно облегчат составление досудебной претензии. 
Из ее содержания сторона, нарушившая обязательство, сможет сделать вывод о том, что у контрагента имеется необходимая доказательственная база, обеспечивающая ему уверенную позицию 
в потенциальном судебном разбирательстве.

Кроме того, уже на текущем этапе существует возможность привлечения специалистов для установления юридически значимых обстоятельств
с целью правильного разрешения спора в дальнейшем.
Например, мнение специалиста, отражающее особенности применимого права по договору, необходимо для принятия судом обоснованного
и мотивированного решения по существу спора. Однако не следует забывать о том, что такое заключение не будет иметь заранее установленной силы для суда, и будет оцениваться в совокупности
всех доказательств.

Также необходимо помнить, что к участию в деле могут быть привлечены свидетели для подтверждения или опровержения обстоятельств,
на которые ссылается одна из сторон. В связи с этим необходимо
заранее определить, кто может являться свидетелем по спору для дачи соответствующих показаний на заседании, а также провести подготовку таких лиц к допросу с целью разъяснения процессуального положения
и содержания самих показаний. 

Далее, если все же не удалось разрешить возникшие разногласия
без судебного вмешательства, в момент подачи искового заявления
или на любой другой стадии судебного процесса (но до вынесения судом акта по существу спора) у истца имеется возможность подачи заявления
о принятии обеспечительных мер. Для этого необходимо представить суду доказательства того, что в будущем могут возникнуть неустранимые препятствия исполнения судебного решения, которые приведут
к невозможности защиты прав и интересов лица, обратившегося в суд,
и к причинению ему убытков. Необходимо учитывать, что такие меры должны быть соразмерны имущественным требованиям и соотносимы
с защищаемыми правами, в обеспечение которых они применяются.
Одной из наиболее популярных и эффективных обеспечительных мер является наложение ареста на имущество ответчика, включая его денежные средства. В случае денежных средств арест накладывается на имеющиеся на банковских счетах ответчика активы, а также на средства, поступившие на корреспондентский счет банка. Кроме того, арест может быть наложен
на средства, которые поступят на счет ответчика и корреспондентский счет банка на его имя в будущем, что также увеличит вероятность исполнения решения, вынесенного в пользу заявителя.

Таким образом, на любом этапе ведения коммерческой деятельности необходимо критически оценивать поведение контрагента и, в случае невозможности разрешения спора без участия суда, занимать активную позицию и полностью реализовывать гарантированные процессуальные права.

Итак, какие же шаги необходимо предпринять при подготовке
к судебному разбирательству в арбитражном суде?

1. Составить подробную письменную претензию.
В ней необходимо подробно разъяснить контрагенту:
какие обязательства были им нарушены (необходимо указать,
какие конкретные пункты договора нарушены, и сделать ссылки на нормы законодательства, приведя нарушенные пункты, части и статьи);

• к каким последствиям для автора претензии такие нарушения привели (например, к наступлению убытков); 
• чего конкретно пострадавшая сторона желает добиться от своего партнера, чтобы конфликт был улажен 
(возврат денег, исполнение обязательств и т.п.).  

Также в конце претензии в обязательном порядке указывается,
что в случае неисполнения перечисленных в ней требований, сторона, направившая претензию, будет вынуждена обратиться в суд для защиты своих законных прав и интересов. Кроме того, необходимо учесть то,
что даже если по закону в данном конкретном споре досудебный претензионный порядок не обязателен, не стоит им пренебрегать.
Как было указано выше, суды всегда положительно относятся к тому,
что одна из сторон пыталась уладить разногласия в досудебном порядке. Существует еще одно важное требование к направлению претензии:
на руках отправителя обязательно должно быть доказательство того,
что адресат действительно получил претензию
(например, почтовое уведомление о вручении).
Сама по себе отправка претензии без доказательств ее получения контрагентом в юридическом смысле не является «направлением претензии».
2. Дождаться реакции контрагента на претензию.
Этот шаг является обязательным, поскольку нельзя обращаться в суд сразу после отправки претензии, полагая, что этап досудебного урегулирования спора пройден. Дождавшись ответа, который, например, не устраивает адресата претензии, можно уже обращаться в суд. Также отсутствие ответа
в установленный для этого срок – это тоже ответ, выраженный в нежелании контрагента предпринимать какие-либо попытки к разрешению спора.
3. Определить компетентный суд для подачи искового заявления

Пока судебное решение не вынесено,
стороны всегда могут прекратить возникшие разногласия мирным соглашением

4. Решить вопрос о целесообразности проведения экспертиз.
Если подтверждение каких-либо обстоятельств со стороны экспертов необходимо, экспертное заключение лучше получить до начала судебного разбирательства. Следует отметить, что без некоторых экспертиз невозможно даже составление искового заявления.
Например, только лишь проведение оценочной экспертизы
позволит указать размер исковых претензий и обосновать его.

5. Собрать информацию о финансовом положении контрагента.
В случае, если финансовое положение вашего контрагента находится
в критическом состоянии, необходимо готовиться к процедуре
его банкротства и взысканию денежных средств, включая требования
в реестр кредиторов. Либо наоборот, если недобросовестный партнер искажает информацию о своих активах или заключает фиктивные сделки
с целью их вывода, следует непременно указать суду на этот факт. 

6. Составить исковое заявление. По своей сути оно будет повторять текст ранее направленной претензии. Дополнительно в нем
нужно обязательно упомянуть, что предпринимались безуспешные попытки уладить спор мирным путем.
7. Подать иск в суд. 

Тем не менее, к судебному способу разрешения противоречий необходимо прибегать только в крайних случаях.
Судебное разбирательство всегда приводит к дополнительным финансовым
и временным потерям.
В связи с этим еще на стадии переговоров следует рассмотреть вариант того, чтобы первому пойти на уступки в возникшем споре
(например, снизить размер предъявляемых требований).
Но если все же судебных тяжб избежать не удалось, к каждому судебному заседанию нужно готовиться основательно и заранее.
Кроме того, не стоит забывать и о процедуре медиации.
Пока судебное решение не вынесено – стороны всегда могут прекратить возникшие разногласия мирным соглашением. Но нередко договориться
им мешает непонимание правовых последствий того или иного вопроса.
В этой ситуации на помощь может прийти медиатор, который способствует достижению сторонами согласия
и устранению конфликтов.

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.