
Дмитрий Потапенко
Российский предприниматель, экономист, радиоведущий; управляющий партнер компании «Management Development Group Inc».
Его поправу можно назвать главнымритейлером страны
и ярким представителем малого бизнеса.
В копилке Дмитрия сотрудничество с такими гигантамикак «Пятерочка», «Перекресток». Сегодня он поделится с нами болями и секретами малого бизнеса.
– Здравствуйте, Дмитрий! В своей книге о том, как делать бизнес в России, Вы пишите о том, что иллюзия собственной гениальности, моментально рассеивается, как только вы вбиваете в «Яндекс» свою уникальную идею. Неужели сегодня уже не- возможно придумать, что-то новое?
– В этом нет никакой необходимости, это иллюзия, что можно придумать что-то экстра гениальное.
Компания Apple достаточно долго производила крайне посредственные компьютеры, в технике, которая есть сейчас, тоже нет ничего экстраординарного. Просто с точки зрения маркетинга была удовлетворенна та или иная потребность покупателя. Говоря цитатами великих: «Любая потребность, либо сублимирована, либо удовлетворена». Поэтому ищите ту потребность, которая сублимирована, тогда ее можно вскрыть и от нее танцевать. А по поводу гениальных идей, будьте упрямыми и спокойными, тогда у вас все получится!
– Вы как-то сказали, что бизнес должен нравиться не предпринимателю, а клиенту. «Червяк должен нравиться рыбе, а не наоборот». Означает ли это, что бизнес должен приносить лишь деньги, а радость – не обязательно?
– Радостно вам от собственного бизнеса или нет это ваши собственные проблемы, ну уж точно не проблемы клиента. Иногда в публичном пространстве формируется некий образ бизнеса, когда «я сам весь такой красивый, заключаю красивые сделки в красивом офисе, вокруг красивые девушки, и я езжу на красивой машине». Но это же создание ложной иллюзии! Мое мнение, что подобные предприниматели наносят ущерб экономике России. И самое главное, ломают психику тем людям, которые пытаются осознать, что такое предпринимательство. Считаю, что у предпринимателя есть три задачи: владеть бизнесом, управлять им и инвестировать в него. И, несмотря на размер активов, которыми он об- ладает, единственная, на мой взгляд, функция, которую нужно оттачивать – это функция управления, потому что она единственная принадлежит моему мозгу. На самом деле бизнес – это ежедневная работа, причем, рутинная.
– Сейчас популярно заниматься бизнесом. Какими качествами должны обладать те, кто хочет работать на себя?
– Во-первых, у них должно быть колоссальное желание обслуживать клиентов. Буквально сдувать с них пылинки, 24 часа в сутки 365 дней в году. Если вы не готовы к этому, то все бесполезно. Продукта, как такового, вообще не существует! Вы только сопровождаете любой продукт, или вы создаете его, чтобы удовлетворить потребности клиента.
– А экспертность?
– Экспертность нарабатывается путем ошибок. Чем больше вы совершаете ошибок, тем лучше.
– Какое резюме нужно иметь, чтобы попасть на работу к Потапенко?
– Сразу в шредер!
– Как тогда?
– Только человек с опытом. По окончании института у вас уже должно быть 3 вещи: опыт, профессия и знания. Моей старшей дочери 23 года, она аспирант Венгерского вуза, окончила МГУ, в школе неоднократно побеждала на российских олимпиадах по физике и математике. Средняя дочь неплохо рисует, и уже сама зарабатывает на этом. Поэтому, пожалуйста, делайте, у вас для этого есть все необходимое!
– Дмитрий, а Вы хотели бы, чтобы Ваши дочери занимались предпринимательством?
– Не обязательно. У меня вообще нет к этому никакого устремления. Причина очень простая – это их решение. Дети – не наша собственность.
– Некоторые говорят, что в России заниматься бизнесом легко, что для этого существуют все возможности.
– Не существует понятия легко или тяжело.
– Давайте сравнивать с Европой или США?
– Это разные системы координат, бессмысленно сравнивать. Что-то легче, что-то проще, что-то тяжелее!
– Как насчет налогов?
– Насчет налогов – это ерунда, на налоги существуют компенсации, которые надо уметь получать. Бюрократия там более
медленная, в счет тех мобильных сервисов, которые существуют сейчас в Москве или в России. Зато клиент более доходный, крайне консервативный. Это другая вселенная, нет смысла ее обсуждать. Вопрос лишь в том, готовы ли вы в нее вписаться.
– Вы говорили о том, что ошибка наших предпринимателей – это расчет на средний класс…
– Этот расчет не просто наивен, но и глуп. Он не основан ни на каких цифрах. Средний класс – это люди выше минимальной потребительской корзины и ниже, условно говоря, менеджеров Газпрома. Таких с каждым днем становится все меньше и меньше. Средний класс сейчас составляют в основном чиновники. На сегодняшний день в условиях стагфляции компании помогут выжить лишь две стратегии: работа с нищими и работа легендой. Вы работаете либо легендой, продлевая качество, либо с нищими.
– Сколько зарабатывает сегодня средний класс в России?
– Не существует среднего класса, потому что у нас есть государство в государстве – это Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и некоторые Зауральские города. Зарплата 40 тысяч рублей для Москвы – это очень мало, а 40 тысяч за Уралом – это практически состоятельный человек.
– Судя по тому, какие машины ездят у нас по дорогам, я бы не сказал, что у нас нет среднего класса…
– Машины не определяют ничего, тем более, что они, как правило, взяты в кредит. Какой же это средний класс, если ты купил металлолом, вкачал реальный ресурс в то, что каждый день приносит тебе двойной убыток? Это же игрушки! Если вы не наигрались в машинки, то идите – растите!
– А как же радости человеческие?
– А причем тут радости? Для кого-то, на самокате хорошо ездить, ветерок в лицо!
– Вы говорили о том, что большинство наших предпринимателей занимается «впариванием» товара, а не удовлетворением потребностей. Это отражение уровня общества?
– Это отражение действительного уровня экономической осознанности. Люди, наконец, начинают осознавать, что государство – всего лишь договор. «Впаривание» происходит по причине того, что мы не готовы видеть своего клиента в будущем. Как говорил классик, «экономика – сначала экономическая основа, а потом политические надстройки».

– Бытует такое мнение, что в малом бизнесе отношения со своими сотрудниками нужно начинать как с семьей. Что Вы думаете по этому поводу?
– Любой сотрудник – это исполнитель функций. Если вы ему эти функции не прописываете, то вам не место в бизнесе как таковом.
– «Предприниматель всегда одиночка» – это Ваша фраза. У него есть партнеры, выгодные или невыгодные, близкие или неблизкие, но когда в компании возникают серьезные проблемы, он остается один на один. Неужели Вы считаете, что сотрудники не могут быть единомышленниками, настоящим фанатами компании, бизнеса?
– Когда у вас будут проблемы, работники понесут вам свои деньги и вещи из дома? Это наемничество, а потому существует четкий водораздел: я вам плачу – вы работаете, не плачу – вы не работаете. Через пять минут после вашего разорения ваши сотрудники уже работают на другой площадке, у вашего же конкурента. Они тут же говорят: «У меня семья, мне надо ее кормить».
– По сведению HeadHanter, денежная мотивация на третьем месте.
– А на первом?
– На первом, насколько я знаю, цель, миссия, ценность. Вы в это верите?
– Не деньги решают все. Но они – инструмент, степень свободы! И пока мы не осознаем это, будем на последних ролях.
– Вы пишите о том, что занимаясь бизнесом, человек будет работать в несколько раз больше, а получать в несколько раз меньше. У него не будет ни отпуска, ни Нового года, ни дня рождения. 24 часа в сутки он будете думать о том, чтобы клиент повесил дебиторку, а грузчики не напились и завалили заказ. Неужели все так плохо и драматично?
– Почему плохо? Наоборот, хорошо. Если вы не можете получать удовольствие от обслуживания вашего клиента, это – ерунда. Предприниматель – человек, наслаждающийся тем, что для наемника является насилием! Предприниматель – это стиль жизни.
– Вы считаете, что демагрофическая яма в России продлится еще минимум 20 лет, так как с персоналом дела очень плохи. Персонала у нас нет, не было и не будет. Почему? В чем проблема? 145 миллионов человек в России…
– Потому что мы умираем и стареем. К 2025 году потеряем 15 %
трудоспособного населения, к 2050-му, по расчету ООН, нас будет 132-134
миллиона. У женщин проблемы – им не от кого рожать. Что касаемо
демагрофической пирамиды, она смещена в сторону старшего поколения,
молодых у нас мало и рождается мало. Даже если мы завезем к нам всех
вместе взятых гастарбайтеров, от этого не появятся
высокопроизводительные рабочие места. Еще раз говорю: демография – вещь
циничная, беспринципная и давит нас похуже катка.
трудоспособного населения, к 2050-му, по расчету ООН, нас будет 132-134
миллиона. У женщин проблемы – им не от кого рожать. Что касаемо
демагрофической пирамиды, она смещена в сторону старшего поколения,
молодых у нас мало и рождается мало. Даже если мы завезем к нам всех
вместе взятых гастарбайтеров, от этого не появятся
высокопроизводительные рабочие места. Еще раз говорю: демография – вещь
циничная, беспринципная и давит нас похуже катка.
– Как дальше будет развиваться клиент в России?
– У нас клиент неизбалованный, если ему не хамят в магазине, то он, в общем-то, благодарно приносит нам деньги. С точки
зрения сервиса у нас конкуренция очень слабая. К сожалению, клиент
будет нищать, потреблять все меньше и меньше полезных ингредиентов,
больше получать хлама, но все равно переплачивать. К сожалению, это
связано с экономикой России.
будет нищать, потреблять все меньше и меньше полезных ингредиентов,
больше получать хлама, но все равно переплачивать. К сожалению, это
связано с экономикой России.
– Современные клиенты становятся все более требовательными, не
покупают уже то, что можно было несколько лет назад продать. Даже
какие-то простенькие, красивые сайты, контекстная реклама, маркетинг уже
так не работают. А что сейчас работает?
покупают уже то, что можно было несколько лет назад продать. Даже
какие-то простенькие, красивые сайты, контекстная реклама, маркетинг уже
так не работают. А что сейчас работает?
– Только личные коммуникации, потому что сайт – это некий посредник и барьер между предпринимателем и клиентом.
– Мои исследования показывают: личный бренд работает очень хорошо потому, что узнаваемость – это репутация.
– Это зависит от того, в какой сфере вы работаете. Бренд – это
«Коко-кола», все остальное – это логотип, нарисованный за сто долларов.
«Коко-кола», все остальное – это логотип, нарисованный за сто долларов.
– То есть Вы считаете, что у вас нет личного бренда?
– У меня есть бренд в качестве экономиста, но в качестве
предпринимателя нет, не было и не будет. Я никогда, ни при каких
обстоятельствах не хочу и не буду делать никакого ассоциативного ряда со
своим бизнесом.
предпринимателя нет, не было и не будет. Я никогда, ни при каких
обстоятельствах не хочу и не буду делать никакого ассоциативного ряда со
своим бизнесом.
– В свое время Вы сказали: «Если у вас продуктовый магазин, в
первый день вы должны сделать: дешевые бананы, дешевые яйца, дешевое
молоко, а завтра бабульки «раззвонят» по всему микрорайону, что у вас
дешево и покупатель повалит к вам толпой». Это до сих пор работает?
первый день вы должны сделать: дешевые бананы, дешевые яйца, дешевое
молоко, а завтра бабульки «раззвонят» по всему микрорайону, что у вас
дешево и покупатель повалит к вам толпой». Это до сих пор работает?
– Да, конечно. Это абсолютно нормально.
– Получается только ценой можно бить сегодня?
– Выход на рынок – это всегда демпинг. Ты сначаладолжен узнать, а
потом поднять своего клиента. Но этоне обязательно сервис, это может
быть все, что угодно.
потом поднять своего клиента. Но этоне обязательно сервис, это может
быть все, что угодно.

Опросинк Марселя Пруста
– Кем Вы мечтали стать в детстве?
– Диджеем.
– Как Вас обзывали в детстве?
– У нас семейная кликуха «Потап».
– Если бы Вы могли жить в любое время, какое время бы выбрали?
– Я бы очень хотел понаблюдать за периодом с 1861 года, с момента отмены крепостного права до 23 года, посмотреть это в динамике во всех странах.
– Если бы Вы могли встретиться с человеком из когда-либо живущих, кто бы это был?
– Адам.
– О чем бы Вы его спросили?
– Зачем ты все испортил?
– Ваша главная черта?
– Системность.
– Что Вам нравится больше всего в себе?
– Наверное, та самая системность.
– Что Вам не нравится больше всего в себе?
– Периодический нервяк, та эмоциональность, которая во мне есть.
– Чего Вы боитесь больше всего?
– Много чего. Например, боюсь чего-то не знать.
– Что Вам помогает достигать поставленных целей?
– Информация.
— Каким бы Вы хотели бы быть?
– С тем же багажом знаний, но лет на 30 моложе.
– Ваши любимые книги?
– Таковых нет, но я их перечитываю, в целом – это детективы. Например, «Шерлок Холмс».
– За какой поступок Вам больше всего стыдно?
– Их было очень много, все они были связаны с неверным просчетом ситуации.
– К чему Вы испытываете самое большое отвращение?
– Глупость.
– Назовите 3 главных, на Ваш взгляд, качества успешного человека?
– Успеха не существует как класса, поэтому таких критериев нет. Но для меня важно – выстраивать коммуникации, видеть причинно-следственную связь, критичность к самому себе.
– Способность, которой Вы бы хотели обладать?
– Перчатка Таноса. Щелкнул – и половина ресурсов выросла.
– Если у Вас будет один миллиард долларов, как Вы их потратите?
– В бизнес, к сожалению, вложу.
– Зачем Вы живете?
– Чтобы умереть, как и все.
– Ваше главное правило жизни?
– Живи здесь и сейчас. Клиента, это – ерунда. Предприниматель – человек, наслаждающийся тем, что для наемника является насилием! Предприниматель – это стиль жизни.
Беседовал Чермен Дзотов
Добавить комментарий