Персона номера

Предприниматель — это стиль жизни

Российский предприниматель, экономист, радиоведущий; управляющий партнер компании «Management Development Group Inc».
Его поправу можно назвать главнымритейлером страны
и ярким представителем малого бизнеса.
В копилке Дмитрия сотрудничество с такими гигантамикак «Пятерочка», «Перекресток». Сегодня он поделится с нами болями и секретами малого бизнеса.

Здравствуйте, Дмитрий! В своей книге о том, как делать бизнес в России, Вы пишите о том, что иллюзия собственной гениальности, моментально рассеивается, как только вы вбиваете в «Яндекс» свою уникальную идею. Неужели сегодня уже не- возможно придумать, что-то новое?

– В этом нет никакой необходимости, это иллюзия, что можно придумать что-то экстра гениальное.
Компания Apple достаточно долго производила крайне посредственные компьютеры, в технике, которая есть сейчас, тоже нет ничего экстраординарного. Просто с точки зрения маркетинга была удовлетворенна та или иная потребность покупателя. Говоря цитатами великих: «Любая потребность, либо сублимирована, либо удовлетворена». Поэтому ищите ту потребность, которая сублимирована, тогда ее можно вскрыть и от нее танцевать. А по поводу гениальных идей, будьте упрямыми и спокойными, тогда у вас все получится!
 
– Вы как-то сказали, что бизнес должен нравиться не предпринимателю, а клиенту. «Червяк должен нравиться рыбе, а не наоборот». Означает ли это, что бизнес должен приносить лишь деньги, а радость – не обязательно?
 
– Радостно вам от собственного бизнеса или нет это ваши собственные проблемы, ну уж точно не проблемы клиента. Иногда в публичном пространстве формируется некий образ бизнеса, когда «я сам весь такой красивый, заключаю красивые сделки в красивом офисе, вокруг красивые девушки, и я езжу на красивой машине». Но это же создание ложной иллюзии! Мое мнение, что подобные предприниматели наносят ущерб экономике России. И самое главное, ломают психику тем людям, которые пытаются осознать, что такое предпринимательство. Считаю, что у предпринимателя есть три задачи: владеть бизнесом, управлять им и инвестировать в него. И, несмотря на размер активов, которыми он об- ладает, единственная, на мой взгляд, функция, которую нужно оттачивать – это функция управления, потому что она единственная принадлежит моему мозгу. На самом деле бизнес – это ежедневная работа, причем, рутинная.
 
– Сейчас популярно заниматься бизнесом. Какими качествами должны обладать те, кто хочет работать на себя?
 
– Во-первых, у них должно быть колоссальное желание обслуживать клиентов. Буквально сдувать с них пылинки, 24 часа в сутки 365 дней в году. Если вы не готовы к этому, то все бесполезно. Продукта, как такового, вообще не существует! Вы только сопровождаете любой продукт, или вы создаете его, чтобы удовлетворить потребности клиента.
 
– А экспертность?
 
– Экспертность нарабатывается путем ошибок. Чем больше вы совершаете ошибок, тем лучше.
 
– Какое резюме нужно иметь, чтобы попасть на работу к Потапенко?
 
– Сразу в шредер!
 
– Как тогда?
 
– Только человек с опытом. По окончании института у вас уже должно быть 3 вещи: опыт, профессия и знания. Моей старшей дочери 23 года, она аспирант Венгерского вуза, окончила МГУ, в школе неоднократно побеждала на российских олимпиадах по физике и математике. Средняя дочь неплохо рисует, и уже сама зарабатывает на этом. Поэтому, пожалуйста, делайте, у вас для этого есть все необходимое!
 
– Дмитрий, а Вы хотели бы, чтобы Ваши дочери занимались предпринимательством?
 
– Не обязательно. У меня вообще нет к этому никакого устремления. Причина очень простая – это их решение. Дети – не наша собственность.
 
– Некоторые говорят, что в России заниматься бизнесом легко, что для этого существуют все возможности.
– Не существует понятия легко или тяжело.
 
– Давайте сравнивать с Европой или США?
 
– Это разные системы координат, бессмысленно сравнивать. Что-то легче, что-то проще, что-то тяжелее!
 
– Как насчет налогов?
 
– Насчет налогов – это ерунда, на налоги существуют компенсации, которые надо уметь получать. Бюрократия там более
медленная, в счет тех мобильных сервисов, которые существуют сейчас в Москве или в России. Зато клиент более доходный, крайне консервативный. Это другая вселенная, нет смысла ее обсуждать. Вопрос лишь в том, готовы ли вы в нее вписаться.
 
– Вы говорили о том, что ошибка наших предпринимателей – это расчет на средний класс…
 
– Этот расчет не просто наивен, но и глуп. Он не основан ни на каких цифрах. Средний класс – это люди выше минимальной потребительской корзины и ниже, условно говоря, менеджеров Газпрома. Таких с каждым днем становится все меньше и меньше. Средний класс сейчас составляют в основном чиновники. На сегодняшний день в условиях стагфляции компании помогут выжить лишь две стратегии: работа с нищими и работа легендой. Вы работаете либо легендой, продлевая качество, либо с нищими.
 
– Сколько зарабатывает сегодня средний класс в России?
 
– Не существует среднего класса, потому что у нас есть государство в государстве – это Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и некоторые Зауральские города. Зарплата 40 тысяч рублей для Москвы – это очень мало, а 40 тысяч за Уралом – это практически состоятельный человек.
 
– Судя по тому, какие машины ездят у нас по дорогам, я бы не сказал, что у нас нет среднего класса…
 
– Машины не определяют ничего, тем более, что они, как правило, взяты в кредит. Какой же это средний класс, если ты купил металлолом, вкачал реальный ресурс в то, что каждый день приносит тебе двойной убыток? Это же игрушки! Если вы не наигрались в машинки, то идите – растите!
 
– А как же радости человеческие?
 
– А причем тут радости? Для кого-то, на самокате хорошо ездить, ветерок в лицо!
 
 
– Вы говорили о том, что большинство наших предпринимателей занимается «впариванием» товара, а не удовлетворением потребностей. Это отражение уровня общества?
 
– Это отражение действительного уровня экономической осознанности. Люди, наконец, начинают осознавать, что государство – всего лишь договор. «Впаривание» происходит по причине того, что мы не готовы видеть своего клиента в будущем. Как говорил классик, «экономика – сначала экономическая основа, а потом политические надстройки».
 
 
 
 
 
– Бытует такое мнение, что в малом бизнесе отношения со своими сотрудниками нужно начинать как с семьей. Что Вы думаете по этому поводу?
 
– Любой сотрудник – это исполнитель функций. Если вы ему эти функции не прописываете, то вам не место в бизнесе как таковом.
 
– «Предприниматель всегда одиночка» – это Ваша фраза. У него есть партнеры, выгодные или невыгодные, близкие или неблизкие, но когда в компании возникают серьезные проблемы, он остается один на один. Неужели Вы считаете, что сотрудники не могут быть единомышленниками, настоящим фанатами компании, бизнеса?
 
– Когда у вас будут проблемы, работники понесут вам свои деньги и вещи из дома? Это наемничество, а потому существует четкий водораздел: я вам плачу – вы работаете, не плачу – вы не работаете. Через пять минут после вашего разорения ваши сотрудники уже работают на другой площадке, у вашего же конкурента. Они тут же говорят: «У меня семья, мне надо ее кормить».
 
– По сведению HeadHanter, денежная мотивация на третьем месте.
 
– А на первом?
 
– На первом, насколько я знаю, цель, миссия, ценность. Вы в это верите?
 
– Не деньги решают все. Но они – инструмент, степень свободы! И пока мы не осознаем это, будем на последних ролях.
 
– Вы пишите о том, что занимаясь бизнесом, человек будет работать в несколько раз больше, а получать в несколько раз меньше. У него не будет ни отпуска, ни Нового года, ни дня рождения. 24 часа в сутки он будете думать о том, чтобы клиент повесил дебиторку, а грузчики не напились и завалили заказ. Неужели все так плохо и драматично?
 
– Почему плохо? Наоборот, хорошо. Если вы не можете получать удовольствие от обслуживания вашего клиента, это – ерунда. Предприниматель – человек, наслаждающийся тем, что для наемника является насилием! Предприниматель – это стиль жизни.

– Вы считаете, что демагрофическая яма в России продлится еще минимум 20 лет, так как с персоналом дела очень плохи. Персонала у нас нет, не было и не будет. Почему? В чем проблема? 145 миллионов человек в России…
 
– Потому что мы умираем и стареем. К 2025 году потеряем 15 %
трудоспособного населения, к 2050-му, по расчету ООН, нас будет 132-134
миллиона. У женщин проблемы – им не от кого рожать. Что касаемо
демагрофической пирамиды, она смещена в сторону старшего поколения,
молодых у нас мало и рождается мало. Даже если мы завезем к нам всех
вместе взятых гастарбайтеров, от этого не появятся
высокопроизводительные рабочие места. Еще раз говорю: демография – вещь
циничная, беспринципная и давит нас похуже катка.
 
– Как дальше будет развиваться клиент в России?
 
– У нас клиент неизбалованный, если ему не хамят в магазине, то он, в общем-то, благодарно приносит нам деньги. С точки
зрения сервиса у нас конкуренция очень слабая. К сожалению, клиент
будет нищать, потреблять все меньше и меньше полезных ингредиентов,
больше получать хлама, но все равно переплачивать. К сожалению, это
связано с экономикой России.
 
– Современные клиенты становятся все более требовательными, не
покупают уже то, что можно было несколько лет назад продать. Даже
какие-то простенькие, красивые сайты, контекстная реклама, маркетинг уже
так не работают. А что сейчас работает?
 
– Только личные коммуникации, потому что сайт – это некий посредник и барьер между предпринимателем и клиентом.
 
– Мои исследования показывают: личный бренд работает очень хорошо потому, что узнаваемость – это репутация.
 
– Это зависит от того, в какой сфере вы работаете. Бренд – это
«Коко-кола», все остальное – это логотип, нарисованный за сто долларов.
 
– То есть Вы считаете, что у вас нет личного бренда?
 
– У меня есть бренд в качестве экономиста, но в качестве
предпринимателя нет, не было и не будет. Я никогда, ни при каких
обстоятельствах не хочу и не буду делать никакого ассоциативного ряда со
своим бизнесом.
 
– В свое время Вы сказали: «Если у вас продуктовый магазин, в
первый день вы должны сделать: дешевые бананы, дешевые яйца, дешевое
молоко, а завтра бабульки «раззвонят» по всему микрорайону, что у вас
дешево и покупатель повалит к вам толпой». Это до сих пор работает?
 
– Да, конечно. Это абсолютно нормально.
 
– Получается только ценой можно бить сегодня?
 
– Выход на рынок – это всегда демпинг. Ты сначаладолжен узнать, а
потом поднять своего клиента. Но этоне обязательно сервис, это может
быть все, что угодно.
 



Опросинк Марселя Пруста


– Кем Вы мечтали стать в детстве?
 
– Диджеем.
 
– Как Вас обзывали в детстве?
 
– У нас семейная кликуха «Потап».
 
– Если бы Вы могли жить в любое время, какое время бы выбрали?
 
– Я бы очень хотел понаблюдать за периодом с 1861 года, с момента отмены крепостного права до 23 года, посмотреть это в динамике во всех странах.
 
– Если бы Вы могли встретиться с человеком из когда-либо живущих, кто бы это был?
 
– Адам.
 
– О чем бы Вы его спросили?
 
– Зачем ты все испортил?
 
– Ваша главная черта?
 
– Системность.
 
– Что Вам нравится больше всего в себе?
 
– Наверное, та самая системность.
 
– Что Вам не нравится больше всего в себе?
 
– Периодический нервяк, та эмоциональность, которая во мне есть.
 
– Чего Вы боитесь больше всего?
 
– Много чего. Например, боюсь чего-то не знать.
 
– Что Вам помогает достигать поставленных целей?
 
– Информация.
 
— Каким бы Вы хотели бы быть?
 
– С тем же багажом знаний, но лет на 30 моложе.
 
– Ваши любимые книги?
 
– Таковых нет, но я их перечитываю, в целом – это детективы. Например, «Шерлок Холмс».

– За какой поступок Вам больше всего стыдно?
 
– Их было очень много, все они были связаны с неверным просчетом ситуации.
 
– К чему Вы испытываете самое большое отвращение?
 
– Глупость.
 
– Назовите 3 главных, на Ваш взгляд, качества успешного человека?
 
– Успеха не существует как класса, поэтому таких критериев нет. Но для меня важно – выстраивать коммуникации, видеть причинно-следственную связь, критичность к самому себе.
 
– Способность, которой Вы бы хотели обладать?
 
– Перчатка Таноса. Щелкнул – и половина ресурсов выросла.
 
Если у Вас будет один миллиард долларов, как Вы их потратите?
 
– В бизнес, к сожалению, вложу.
 
– Зачем Вы живете?
 
– Чтобы умереть, как и все.
 
– Ваше главное правило жизни?
 

 – Живи здесь и сейчас. Клиента, это – ерунда. Предприниматель – человек, наслаждающийся тем, что для наемника является насилием! Предприниматель – это стиль жизни.

 
Беседовал Чермен Дзотов
 
теги

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий