Антикризис

8 АНТИКРИЗИСНЫХ СОВЕТОВ: КЛЮЧ К УСПЕШНОМУ БИЗНЕСУ

Пандемия коронавируса негативно влияет не только на здоровье людей, но и на мировую экономику. Большинство предприятий как
МСП, так и крупного бизнеса несут серьезные убытки. Но в этой статье мы не будем рассматривать пессимистичные прогнозы и сценарии, а приведем антикризисные советы от зарубежных и отечественных предпринимателей и бизнес-тренеров, основанные на их собственном видении ситуации и прошлом опыте.

Совет № 1: будьте открытыми перед партнерами и сотрудниками компании.
Так считает Сергей Федоринов, предприниматель из Санкт-Петербурга, сооснователь компании по созданию и развитию бизнеса. О своем опыте финансовых потрясений он рассказал телеканалу «Санкт-Петербург».
В 2009 году его начинающий стартап, компания «Юлмарт», подошел к коллапсу, деньги заканчивались. Первым и важным шагом на пути к преодолению кризиса стало то, что Сергей открыто заявил своим
немногочисленным на тот момент сотрудникам: «Я прошу всех на добровольных началах поучаствовать в спасении бизнеса. Каким образом? Если мы сейчас договоримся с вами и сократим фонд заработной платы на 30%, это обеспечит поток денег внутри компании».
Он прекрасно понимал, что коллектив может отказаться от данного предложения, посчитав это не их проблемами. Да и кто захочет потерять в зарплате? Но, к счастью, большинство работников согласилось поддержать фирму. И это принесло результат.
Открытость перед партнерами и сотрудниками Сергей Федоринов считает важным качеством успешного бизнеса, особенно в кризисные времена.
Пандемия коронавируса негативно влияет не только на здоровье людей, но и на мировую экономику. Большинство предприятий как
МСП, так и крупного бизнеса несут серьезные убытки. Но в этой статье мы не будем рассматривать пессимистичные прогнозы и сценарии, а приведем антикризисные советы от зарубежных и отечественных предпринимателей и бизнес-тренеров, основанные на их собственном видении ситуации и прошлом опыте.

Совет №2: оглядывайтесь на предыдущий опыт, чтобы чрезвычайные ситуации не застали врасплох.
Петр Бодис, основатель британской компании-разработчика в области ИИ Rossum, отводит планированию первостепенное значение. «Будьте скорее универсалом, чем специалистом в том, как вы думаете о риске, ведь каждый кризис имеет свои отличия. Кризисы приходят и уходят, а те, кто их выдерживают, приобретают отличные основы и максимальную гибкость мышления», – рассуждает Петр.
По мнению Бодиса, предприниматель должен быть готов действовать предельно эффективно. Получится ли у него избежать краха без 30% его рабочей силы?
Нет, если он акцентирует внимание только на обычном управлении трудовым процессом. Сможет ли он временно перевести работу на дистанционное управление? Нет, если не предусмотрены цифровые решения.
Выиграет ли он в борьбе за дополнительные возможности, если рост пользователей приостановится? Нет, если данные бизнеса не структурированы и не доступны для поиска. Поэтому каждый предприниматель в стремлении к эффективности иногда должен сделать шаг назад.

Совет №3: создайте фонд возможностей.
Джонатан П. Беднар, сертифицированный финансовый специалист компании Paradigm Wealth Partners, уверен: одна из лучших вещей для подготовки к экономическому спаду – создание фонда возможностей.
Фонд возможностей – это определенная сумма денег на ликвидном и низкорисковом счете. Например, на высокодоходном сберегательном счете. Но финансовые накопления не стоит рассматривать в контексте чрезвычайных ситуаций, а использовать их для инвестиционных перспектив.
На первый взгляд это кажется нелогичным: о каких материальных возможностях идет речь во время спада рынка, когда инвестиции теряют свою ценность? Но Бернар пояснил: «В период рецессии по выгодной цене продаются активы. При наличии фонда возможностей
предприниматель может приобрести их с большой скидкой – от 30% и выше их стоимости. Как только ситуация на рынке восстановится, купленные акции значительно поднимутся в цене».

Совет №4: уберите или ограничьте затраты, не относящиеся к производству и продажам.
Денис Кузнецов, основатель фабрики люков и дверей Revizor, утверждает, что в непростые для бизнеса периоды нужно строго контролировать денежный поток и ограничить все второстепенные расходы. Кофе, сладости, подарки и т. п. заносятся в стоп-лист до благоприятных времен.
«В бизнесе всегда полно условно-постоянных затрат, мелких платежей, на которые уходит немало средств. В кризис не имеет смысла тратить на них деньги, это подождет. Финансовые расходы должны включать: оплату за материал поставщикам, зарплату
основным ключевым работникам, уплату налогов», – говорит Денис. Что касается арендной платы, то тут все зависит от ситуации. Например, если предприятие не имеет возможности закупить материалы, чтобы продать продукцию, желательно договориться с арендодателями об отсрочке. Таким образом, платить нужно
только за то, что грозит разорением бизнеса.

Совет №5: уделите внимание эмоциональному интеллекту.
По словам президента клуба миллионеров, бизнес-тренера Максима Темченко, деньги – это 80% психология, остальные 20% – механика. «Доходность инвестиционного инструмента не равняется доходности инвестора. Во время кризиса всегда есть инструменты, дающие потрясающую прибыль. Но это не означает, что именно инвестор ее получит. Связь инвестора с инвестиционным инструментом происходит через инвестиционное решение, которое принимается в голове».
Бизнесмен должен иметь холодный разум и не паниковать по каждому неблагоприятному поводу, т. е. обладать сильными навыками эмоционального интеллекта. Кризис отражается на психическом состоянии социума: люди становятся агрессивными, тревожными, импульсивными. Выигрывают только те, кто не
поддается этому стадному инстинкту, массовой истерии. И здесь нужно научиться осознавать и управлять своими чувствами. Умение определять, где эмоция, а где рациональное решение, поможет предпринимателю как минимум не потерять свой бизнес во время
кризиса, а как максимум – приумножить свой капитал.

Совет №6: отнеситесь серьезно к удаленной работе бэк-офиса.
Александр Дубовенко, управляющий партнер строительной компании GOOD WOOD, советует ответственно подходить к организации трудового процесса в онлайн-режиме: «Проведите обучение сотрудников, проверьте наличие необходимой техники, качества интернета и т. п. для эффективной удаленной работы.
Также убедитесь, умеют ли люди пользоваться такими программами, как Zoom, Skype, «Телеграмм» и т. д., при необходимости научите их этому».
Второй момент — нужно обучить руководителей подразделений управлять сотрудниками на удаленке.
Чтобы работники не расслаблялись в домашней обстановке и, соответственно, не падала их трудовая эффективность, начальникам рекомендовано чаще проводить планерки. Например, два раза в день – с утра и вечером, незадолго до окончания рабочего дня.

Совет №7: укрепляйте доверие.
Израильский писатель, бизнес-консультант, эксперт в области антикризисного менеджмента Ицхак Адизес, утверждает, что умение управлять бизнесом сердцем – важное преимущество перед конкурентами в кризис. Он призывает людей вкладывать всю душу
в обслуживание своих клиентов. В качестве примера Адизес приводит ресторан, который он посетил однажды. Реклама этого общественного заведения гласила: «Мы не будем кормить вас едой, которую не дадим своим детям».
Задайте себе следующие вопросы: насколько вы действительно заботитесь о своих покупателях, кроме зарабатывания денег? Как сильно вы любите свой продукт?
«Постарайтесь не потерять уважения у своих клиентов, цените свой народ. Утрата доверия к вам сотрудников, работающих на вас, и тех людей, которым вы служите, делает вас мертвым. Уважение и доверие – это сила. Она делает интеграцию возможной», – говорит Ицхак. Кроме того, эти качества принесут пользу вне компании, если вдруг потребуется временно отложить платежи. Поставщики и партнеры, считающие бизнесмена надежным, в большинстве случаев идут на уступки.

Совет №8: держите руку на пульсе.
Эд Халилов, автор проекта «Наука побеждать», эксперт по выживанию в экстремальных условиях, рекомендует следить за новостями в России и мире, всегда быть в курсе последних событий: «Почему это важно? Потому что у каждого бизнесмена должна сформироваться своя картина происходящего. В информационном пространстве есть и будет много фейков, пиара, ненужного шума. Сейчас все постоянно говорят про кризис, пандемию, карантин, закрытие границ стран и т. д. Нужно научиться из всего этого потока данных отделять главное от второстепенного. Те предприниматели, кто быстро усвоят правильную информацию, смогут вовремя перестроиться под новый рынок, проявят свою гибкость и останутся на плаву».
Мировые эксперты прогнозируют: COVID-19 изменит жизнь многих людей и предприятий. Понимание, как эти изменения отразятся на потребностях, желаниях, критериях принятия решений клиентов, будет иметь существенное значение. Ключ к успешному бизнесу в эти непростые времена – предвидение того, как перестроить свои услуги, продукты или создать новые, чтобы обеспечить их ценность.

теги

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.