Бизнес-этикет

Деловой этикет: как правильно дарить и принимать подарки

Корпоративные подарки — это идеальная возможность выразить признательность тем, кто поддерживает ваш бизнес, и укрепить отношения с ними на год вперед. Это также отличный способ напомнить о себе своим клиентам и партнерам, а сотрудникам – выразить благодарность за вклад в развитие компании. В этой статье мы собрали некоторые правила дарения подарков, а также идеи, распространённые ошибки и полезные советы.

ПОДАРКИ ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ

Сотрудники должны получать основную часть вашей любви, поскольку именно они выполняют работу, чтобы поддерживать ваш бизнес. Поэтому получить от руководителя подарок к празднику им будет очень приятно. Основное правило: он не должен быть слишком дорогим. Вот примерный список того, что можно подарить:

  • Бумажник;
  • Кольцо для ключей с гравировкой;
  • Подарочные сертификаты в рестораны, кино или на местные мероприятия;
  • Фоторамка для письменного стола.

Сотрудники должны получать основную часть вашей любви, поскольку именно они выполняют работу, чтобы поддерживать ваш бизнес.

ПОДАРОК ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

Деловой презент для босса должен быть в меру строгим, а его главная цель – выразить уважение. Считается, что сотрудники должны вручать коллективные подарки, а не индивидуальные.

Подарки, которые подходят для руководителя:

  • Элемент стола: пресс-папье, рамка или небольшая скульптура;
  • Галстук: выберите что-нибудь консервативное;
  • Еда: вручите корзину фруктов или коробку конфет, которыми начальник может поделиться с семьёй или другими коллегами.

ПОДАРКИ КЛИЕНТАМ И ПОСТАВЩИКАМ

Общее правило состоит в том, что вы должны дарить своим клиентам подарок, по крайней мере, один раз в год, поэтому очевидно, что новогодние праздники — идеальное время. Прежде чем дарить что-то клиенту, ознакомьтесь с правилами компании, чтобы не поставить себя или своего клиента в неловкое положение. Избегайте всего слишком личного. VIP-клиентам можно преподнести подарок более ценный, чем другим.
Слишком много клиентов? Попробуйте организовать День открытых дверей или вручить им специальный купон на какой-нибудь бесплатный продукт. Если у вас есть люди, которые регулярно предоставляют вам услуги, небольшой подарок тоже всегда приветствуется.

Вы должны дарить своим клиентам подарок, по крайней мере, один раз в год, поэтому очевидно, что новогодние праздники — идеальное время.

ЧТО ДАРИТЬ НЕ СТОИТ

Специалисты по бизнес этикету советуют не вручать дорогие изделия, чтобы не смутить одариваемого. Также запрещено дарить предметы гардероба, исключением являются лишь галстуки, запонки и шарфики. Абсолютно нецелесообразный подарок – нижнее белье. К категории «запрещено» относятся также косметика и парфюмерные продукты, даже в том случае, если вы неплохо знаете вкусы одариваемого. Так как Россия — многонациональная страна, в список табуированных презентов входят вещи с религиозной символикой. В некоторых современных компаниях существует запрет на дарение алкогольных напитков. А шуточные подарки необходимо делать с осторожностью, так как вас могут не понять, а многим и вовсе не понравится такой подарок.

Шуточные подарки необходимо делать с осторожностью, так как вас могут не понять, а многим и вовсе не понравится такой подарок.

Топ-4 причины, по которым клиенту или сотруднику не понравился подарок

Согласно исследованию Knack’s Business Gift Giving Satisfaction Survey, 70% получателей подарков, по крайней мере, один раз испытали негативные чувства, связанные с получением подарок от делового партнёра. И вот каковы самые распространенные причины:

  1. Подарок был дешёвым и заставил меня почувствовать себя недооцененным;
  2. Подарок мне не понравился;
  3. Подарок не имел ко мне никакого отношения;
  4. Они заставили меня выбрать свой собственный подарок.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО УПАКОВКУ

Не останавливайтесь только на подарке. Плохо обёрнутая подарочная коробка снижает воспринимаемую ценность подарка. В то время как красиво завёрнутый презент говорит о том, что внутри есть что-то дорогое. Когда вы вручаете отличный подарок снаружи, а также качественный внутри, он, скорее всего, оставит неизгладимое впечатление. Не забудьте сопроводить подарок открыткой с текстом поздравления.

КАК ВРУЧАТЬ И ПРИНИМАТЬ ПОДАРКИ

Важно уметь не только вручать, но и принимать подарки. Принимайте презент всегда с благодарностью – даритель не должен сомневаться, что вы остались довольны.

Разумеется, личная встреча является идеальной формой дарения подарка. Однако если человек живёт в другом городе/стране, находится в командировке, болеет, подарок допустимо отправить почтой или с курьером. При дарении важно учитывать характер мероприятия и место его проведения, обстановку и другие нюансы.

Важно уметь не только вручать, но и принимать подарки. Принимайте презент всегда с благодарностью – даритель не должен сомневаться, что вы остались довольны.

Если подарок вручается в узком коллективе, допускается развернуть упаковку сразу же. Если подарок доставлен с курьером или по почте, необходимо отправить дарителю благодарственное письмо.

Подготовила Кристина Корниенко

теги