История Бренда

McDONALD`s: тайна легендарного ресторана

 

Пухлые бургеры с сочными котлетами, овощами и свежими листьями салата, хрустящая картошечка, кока-кола с кубиками льда… Сегодня McDonald’s – одно из любимых мест взрослых и детей, где можно не только сытно поесть, но и отдохнуть. История успеха этого легендарного ресторана быстрого питания поистине удивительна. Долгое время она оставалась под завесой тайны, которую мы сегодня с удовольствием раскроем.


«Поросячья стоянка»

Рождение McDonald’s пришлось на 30-е годы XX века.

Соединенные Штаты того времени накрыла волна фастфудов – закусочных, которые готовили быстрые и вкусные блюда на вынос. Эти заведения в один миг заполонили американский рынок. Лидером среди них была знаменитая сеть White Castle. Основное место в меню занимали бургеры, которые казались американцам настоящей экзотикой. Еще бы, раньше никто не соединял два поджаренных кусочка хлеба и не клал между ними котлету. Казалось бы, рецепт максимально прост, и в этой простоте заключался успех закусочных быстрого питания. 

Идеей открытия такого заведения прониклись и братья из небольшого города Сан-Бернардино – Морис (Мак) и Ричард (Дик) Макдональды. Работая декораторами в Голливуде, им удалось накопить денег, чтобы открыть собственный бизнес. Но приобретенный небольшой кинотеатр успехов не принес. Спустя четыре года кинозал братьями был продан. На вырученные деньги Макдональды на перекрестке двух центральных голливудских улиц открыли небольшой ресторан под названием «Поросячья стоянка», потому как там продавались вкуснейшие сэндвичи со свининой. В те годы активно развивалась автомобильная индустрия, и проезжающих мимо автомобилистов тянуло сюда только потому, что еду можно было купить прямо из салона машины.

Восьмиугольный ресторан

Как бы ни была популярна и любима «Поросячья стоянка», вскоре братья ее закрыли. И, перебравшись из Лос-Анджелеса в Сан-Бернадино, открыли восьмиугольный ресторан с огромными панорамными окнами внутри, которые позволяли посетителям воочию видеть, что происходит на кухне. Этот необычный формат сразу же привлек посетителей, а удержать клиентское внимание помогло меню. Мак и Дик подсчитали, что около 87% денег они получают от продажи лишь трех позиций: гамбургеров, картофеля фри и кока-колы. Поэтому было принято решение сократить ассортимент с 25 позиций до 8. Благодаря упрощенному меню, Макдональдам удалось сэкономить на количестве сотрудников кухни, чья работа дорого оплачивалась. Металлическую посуду заменили бумажные наборы. А чуть позже братья Макдональды разработали уникальную систему самообслуживания, которую назвали «СпиДи» – Speedee (Speedee Service System), обыгрывая слово «speed» (англ. «скорость»). Принцип конвейера на кухне обеспечил массовое производство бутерброда с котлетой и высокую скорость обслуживания клиентов. Поток посетителей увеличился в два раза. Заведение могло принимать до 300 клиентов в сутки. Годовой оборот ресторанчика возрос до 200 000 долларов, а после масштабирования — до 350 000 долларов. Все это способствовало снижению цены на гамбургеры почти в два раза. «Наконец-то семьи рабочих смогут накормить детишек в ресторане», – писали СМИ.

Дела снова пошли в гору, но подумывать о собственной сети ресторанов братья не спешили. До тех пор, пока не познакомились Рэем Кроком. Продавца барных миксеров поразил заказ Макдональдов – целых десять штук, как будто они собирались оснастить огромный ресторан. Каково же было удивление Крока, когда, приехав в Сан-Бернардино, он увидел небольшое кафе и огромную очередь! Рэймонд быстро понял, что McDonald’s – это будущая империя, которая станет популярной во всем мире и вознамерился создать сеть ресторанов. Казалось, что это просто глупая затея, но Кроку удалось воплотить ее в жизнь. Огромных денег у дельца не было, зато имелась инициатива и упорство. Как говорил сам Рэй: «Если вы не любите рисковать, не стоит соваться в бизнес!» И этот принцип его не подвел. Спустя время Крок договорился с братьями о предоставлении права продажи франшизы. По задумке, новые руководители других ресторанов должны были выплачивать за лицензию единую сумму — 950 долларов, затем — 1,9% с оборота каждого ресторана.

Кстати, на сегодняшний день франшиза McDonald’s стоит миллион долларов! Когда Мак и Дик открыли франчайзинговую сеть, встал вопрос о едином внешнем виде ресторанов. В 1952 году совместно с архитектором они разработали две арки высотой 7,5 метра, которые по задумке должны были обрамлять здания закусочных, быть заметными издалека и привлекать внимание автомобилистов. Для этого арки покрыли золотыми пластинами и подсвечивали в темноте. Под определенным углом конструкции перекрещивались и напоминали букву «М». В 60-х годах Рэй Крок сделает символ арок логотипом бренда.

Как строилась империя

1955 год – официальная дата рождения компании. Именно в этом году Рэй Крок зарегистрировал ресторанный бизнес, который получил название McDonald`s System Inc. Однако через 5 лет название решили поменять, и оно стало звучать, как McDonald`s Corporation. Рэймонд не останавливался: сеть стремительно росла, и через 4 года насчитывала 228 заведений. Америка говорила о новом McDonald`s, который готовит быструю и вкусную еду, а также активно занимает позиции на рынке.

Бизнесмены бились в припадке: их привлекал успех McDonald`s и они засыпали Крока предложениями о продаже франшизы. Но Рэй был непреклонен, потому что понимал: франшиза стала не только денежным источником, но и символом новой ресторанной империи.

1961 год стал для McDonald`s переломным. Крок принял решение стать единоличным владельцем компании, выкупив права на бренд и ресторанную сеть. Макдональды назвали цену: 2,7 миллионов долларов, а также 1% от прибыли каждый месяц (впрочем, второе условие нигде не фигурировало, только на словах). Хотя названной суммы в кармане не было, Крок не сдавался. «Покрытый шрамами ветеран, закаленный на фронтах бизнеса, я по-прежнему рвался в бой», – вспоминал он. Мысль о том, чтобы быть единственным владельцем огромной сети McDonald`s, не давала ему покоя. И он решил взять кредит, для обслуживания которого понадобилось в 5 раз больше денег!

Омрачало картину лишь одно событие: в сделку не входил самый первый ресторан, который открыли братья – оригинальное кафе из Сан-Бернандино. Поэтому Рэй решается на кардинальный шаг: открывает рядом с первым McDonald`s новый ресторан, вследствие чего клиенты Макдональдов стали постепенно от них уходить, и спустя некоторое время они были вынуждены вовсе закрыть свой бизнес.

Заграничные успехи

1967 год – период выхода McDonald`s на международную арену. Первые заграничные заведения появились в Канаде и Пуэрто-Рико. Франчайзинговая сеть быстро разрасталась: через 4 года уже вся Европа могла попробовать знаменитые бургеры и картофель фри. Всегда быть впереди – вот второй секрет успеха главы огромной сети Рэя Крока. «Конкуренты могут выкрасть мои планы, но у них никогда не получится прочитать мои мысли. Раз так, я всегда буду опережать их на несколько миль», – говорил он.

Умер Крок в 1984 году в возрасте 81 года. На тот момент его состояние составляло полмиллиарда долларов. Настоящая, неподдельная любовь к своему делу помогла ему добиться высот: «Никогда не думайте о том, чтобы только заработать деньги! Любите то, что делаете, и к вам придет успех!»

Наследницей Рэя Крока стала его третья жена – Джоан Крок. Ей досталось все его состояние. Она была филантропом и значительно увеличила свой благотворительный вклад после кончины мужа.

McDonald`s в России

СССР долгое время был закрыт для западных корпораций. Поэтому появление в Москве 31 января 1990 года первого ресторана McDonald’s вызвало настоящий ажиотаж среди москвичей и гостей столицы. Пытаясь попасть в заветное заведение, где еда была невероятно вкусной, а Coca-Cola лилась рекой, народ выстраивался на Пушкинской площади в многокилометровые очереди.

В первые месяцы работы очередь в McDonald`s сложно было пройти за день, даже если занимать ее с утра. По воспоминаниям посетителей, некоторым приходилось совершать по нескольку попыток, чтобы, наконец, полакомиться заокеанской пищей.

Сегодня брендом McDonald`s уже никого не удивишь. Ресторан быстрого обслуживания этой сети есть почти в каждом мало-мальски крупном российском городе

+1
теги

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.