Взгляд терапевта

Секреты эффективной коммуникации: как правильно знакомиться и разговаривать с людьми

Марина Алясова

Фасилитатор The Inner Game Institute by Timothy Gallwey, профессиональный тренер коучинга и НЛП Международной ассоциации коучей и тренеров ICTA.
Практический психолог, лайф-коуч, бизнес-тренер.
Автор собственных проектов, книги, стихов, член Евразийской творческой гильдии (Eurasian Creative Guild).


Порой одно лишь неудачное слово или фраза  способны испортить даже самую приятную беседу. Но этого можно избежать, если владеть приемами эффективной коммуникации. С читателями нашего журнала ими поделилась коуч и психолог Марина Алясова. 

«Я эксперт»: Марина, как вы считаете, для чего современному человеку необходимы навыки эффективной коммуникации? Почему так важно правильно общаться?

Марина Алясова: Все люди по природе своей социальны. Мы не существуем отдельно от общества и социальных групп. Мы живем в семьях, организуем  сообщества по интересам, строим бизнес, то есть общение нам необходимо всегда. Коммуникация для человека является одной из важнейших составляющих счастливой жизни. Ведь от того, насколько мы умеем коммуницировать, зависят наши взаимоотношения с близкими, друзьями, партнерами и т. д.

Можете выделить несколько приемов, как в разговоре расположить к себе собеседника, чтобы от встречи у него остались лишь положительные впечатления? 
М. А.: Прежде всего, важно понять, что коммуникация – это доверительное взаимовыгодное общение, в котором нет места позиции «ты – мне, я – тебе».
В бизнесе существует такая гарвардская стратегия достижения целей, как win-win («выиграл-выиграл»), которая учитывает интересы всех участников. Эта позиция  очень эффективна, так как дает толчок к развитию на долгосрочную перспективу. 

Конечно, важны открытость, искренность и настоящий интерес к тому, с кем вы разговариваете. Для этого перед встречей вам необходимо разузнать о человеке как можно больше, чтобы понимать, с кем вы имеете дело. Будьте наблюдательными, замечайте, в каком настроении он находится. Слушайте собеседника внимательно и ни в коем случае не перебивайте, постоянно пытаясь привнести в разговор свою точку зрения.
Неприятное впечатление от встречи может оставить и неуместный юмор. Помните, что он тоже хорош лишь в разумных пределах. Если вы будете бесконечно пестрить высказываниями из книг и фильмов, то есть риск, что как личность в этом разговоре просто растворитесь, создадите впечатление отстраненности. 
Если собеседник говорит много, хорошо бы научиться резюмировать сказанное. Спросите у него: «Правильно ли я понял, что..?» Таким образом вы в сокращенном формате передаете партнеру то, что он хотел до вас донести, даете понять, что вы с ним на одной волне и заинтересованы в беседе.
Следите за языком тела. Если мы общаемся, скрестив ноги или руки, человек  может подумать, что он вам неинтересен. Большое значение имеют также темп и тембр речи, мимика и жесты. Не говорите слишком громко или, наоборот, тихо. Не хмурьте брови, больше улыбайтесь! В деловом этикете и деловом общении это основные требования, которые помогут вам конструктивно выстраивать диалог.

Конечно, важны открытость, искренность и настоящий интерес к тому, с кем вы разговариваете.

В чем разница между личным общением и публичным?
М. А.: Разница большая. То, что можно сказать человеку наедине, глаза в глаза, мы не всегда можем вынести на публичное обсуждение. В деловой среде вы подойдете к своему давнему знакомому и обратитесь к нему по имени-отчеству и на «вы», а вот когда останетесь наедине, можете хоть на шею бросаться друг другу, хлопать по плечу, обниматься и разговаривать как с близким приятелем. Это маленькие правила, которые важно соблюдать, если вы хотите, чтобы ваши отношения выстраивались  комфортно, эффективно и экологично. 

Порой при знакомстве с кем-то человек настолько волнуется, что не находит нужных слов, чтобы начать и тем более поддержать беседу. Как избавиться от страхов и барьеров, мешающих легкости в общении?
М. А.: Самый простой способ – понять, от чего этот страх вас уберегает, и чего в этот момент вы боитесь на самом деле. У страха может быть несколько причин. Все мы родом из детства, и если взрослые нам запрещали высказывать свою точку зрения, ругали за то, что влезаем в разговор, то, соответственно, в нашей голове формируется ложное убеждение, что говорить мы не имеем права, поэтому боимся делать это, зажимаемся, стесняемся. Вторая причина – непонимание, о чем разговаривать и зачем нам это нужно, то есть конкретная цель беседы не определена. Третья причина – негативный опыт переговоров в прошлом, когда воспоминания о фиаско периодически возникают в самый неподходящий момент.
Если вы понимаете, что страхи уберегают вас от повторного фиаско, задайте себе два ключевых вопроса: а что, собственно, к ним привело, почему так получилось и что я могу предпринять, чтобы не допустить подобного в будущем?
Если страх сильный (по десятибалльной шкале тянет на десятку), то лучше проработать его со специалистом.
Важно не путать страх со здоровым волнением. Ожидание предстоящей встречи придает ей привкус важности, необычности этого процесса. И если вы испытываете искренние переживания, то можете честно сказать: «Вы знаете, я так волнуюсь». Искренность всегда подкупает, силу уязвимости еще никто не отменял.

Какие проблемы, связанные с общением, чаще всего волнуют людей, которые к вам обращаются?
М. А.: Кто-то испытывает неловкость или неуверенность в себе, другим в общении мешает синдром самозванца: меня не будут слушать, я никому не интересен. Многие страдают от панического страха и, выходя на сцену, буквально немеют, не в силах выдавить из себя ни слова. Есть такие, кто видит в своем собеседнике врага и в любом разговоре считает правым лишь себя, требуя, чтобы с ним соглашались. Ситуации бывают разные. Но не нужно отчаиваться, если что-то у вас пока не получается.
Своих клиентов я учу давать себе право на ошибку, потому что только так мы можем избавиться от чувств стыда, вины, обиды, самоуничижения и т. д. Важно понять, что именно благодаря ошибкам мы получаем от мира обратную связь, которая помогает нам меняться в лучшую сторону.

Коммуникация – это доверительное взаимовыгодное общение, в котором нет места позиции «ты – мне, я – тебе»

Известно, что все мы делимся на экстравертов и интровертов. Возможно ли человеку скромному от природы, который всегда был тихоней, стать общительным и коммуникабельным?
М. А.: Я вам честно признаюсь, что сама интроверт. Мне всегда было трудно вливаться в новый коллектив, первой начинать разговор. Как правило, я ждала того момента, когда кто-нибудь добрый подойдет ко мне и спросит, как дела. И это был мой входной билет на мероприятие,  в сообщество, коллектив. Поэтому у многих складывалось впечатление, что я очень высокомерная дама, хотя это было абсолютно не так. Просто именно таким образом в стрессовой ситуации проявлялся мой страх.
По роду своей деятельности мне пришлось работать с этим страхом и самой учиться общаться с людьми. И я точно знаю, что это под силу каждому, особенно если рядом с вами человек, который поддерживает, помогает.

Какие слова-паразиты или клише могут испортить любую, даже самую хорошую беседу?
М. А.: Чтобы понять, какие слова-паразиты свойственны вам, нужно записать и послушать свою речь, когда вы что-то говорите или обсуждаете. Наиболее распространенные слова: «Ну да,  угу, ага». Нам искренне кажется, что таким поддакиванием мы даем человеку понять, что внимательно его слушаем. На самом же деле зачастую мешаем ему высказаться.

Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что в разговоре все-таки должны быть какие-то слова или жесты согласия, которые подтверждают: да, я вас внимательно слушаю…
М. А.: Конечно! Мы можем использовать мимику: улыбнуться, кивнуть головой, наклонить ее. Когда вы склоняете голову немного набок, то собеседник видит, что вы проявляете заинтересованность в том, что он вам говорит. 

А если разговор по телефону?
М. А.: По телефону можно, например, сказать фразу: «Да, здесь я тебя поддерживаю. Совершенно с тобой согласен». Либо можно договориться: «Пока ты будешь говорить, я буду тебя внимательно слушать, а после того, как ты закончишь, я выскажу свое мнение. Хорошо?»

В условиях удаленной работы многие сейчас вынуждены большую часть времени проводить с родными в замкнутом пространстве. Как находить общий язык с членами семьи, чтобы свести ссоры и разногласия к минимуму?
М. А.: Я скажу так: это хорошая возможность научиться друг с другом разговаривать. Если раньше мы виделись лишь вечером после работы, то сейчас практически весь день. И это действительно непросто. Для начала я бы предложила всем членам семьи сесть за стол переговоров и обсудить, кто, в какое время и чем будет заниматься. Важно определить время для совместных игр, прогулок и работы, когда никто не будет друг друга отвлекать от дел. Также можно определить час тишины – время для отдыха или дневного сна. И, конечно же, эти правила должны быть гибкими, то есть изменяться в зависимости от обстоятельств.

Важно не путать страх со здоровым волнением. Ожидание предстоящей встречи придает ей привкус важности, необычности этого процесса.


Что можете пожелать нашим читателям?
М. А.: Будьте интересными самим себе – и тогда вы будете интересны другим. Для этого развивайте свои культурные навыки: больше читайте, ходите в театр, смотрите фильмы. Развивайте чувство юмора, изучайте правила делового и личного общения, светский этикет. Это необходимо для того, чтобы наши отношения с людьми были эффективными, комфортными и приносили только радость. Легкого вам общения!

КОНТАКТЫ ЭКСПЕРТА

ВКонтакте: vk.com/malyassova
https://www.facebook.com/marina.alyassova
Instagram: @marina_alyassova
Телефон: +7 (701) 528 5507

Беседовала Ксения Карловская

+5
теги

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.