Вопрос эксперту

ПЛАТИТЬ или НЕ ПЛАТИТЬ годовую премию работникам

Екатерина Абрамова

Руководитель планово-экомического направления на производственном предприятии в сфере среднего бизнеса. Главный бухгалтер.

Дипломированный и сертифицированный специалист в области бухгалтерского учета и финансов.
Практик от рядового бухгалтера до руководителя отдела.

 

 

 

 

 

 


Годовая премия – это отличная возможность для работодателя поощрить и мотивировать своих сотрудников. Она способствует росту эффективности их работы и умножению результатов самой компании. Люди же, не получившие должного вознаграждения за свой труд, вероятнее всего покинут своего работодателя в пользу другого, способного оценить их усилия и старания по достоинству. Итак, платить или не платить годовую премию? О нюансах этого процесса рассказывает предприниматель и главный бухгалтер Екатерина Абрамова.

«Я эксперт»: Екатерина, объясните, пожалуйста, что такое годовая премия и является ли она для работодателя обязательным условием.
Екатерина Абрамова: В зависимости от дохода предприятия сотруднику выплачивается своего рода поощрение. Это и называется годовой премией. Она не является обязательной. Ее можно прописать в KPI (английская аббревиатура от key performance indicators, по-русски именуется КПЭ– ключевые показатели) и по этим результатам выплатить бонусы сотруднику. Бывают премии за активность и выполнение определенных задач. Но в данном случае уже нужен будет не KPI, а приказ генерального директора компании.

В каких ситуациях она не выплачивается?
Е. А.: Если не выполняются KPI или, например, есть показатели, уменьшающие премиальную часть: просроченная дебиторская задолженность, потеря платежеспособности клиентов.

За какие именно заслуги сотруднику полагается такое вознаграждение?
Е. А.:  За увеличение клиентской базы. В отделе продаж годовая премия также выплачивается за увеличение выручки, маржи, объемов продаваемой продукции, сокращение уровня ПДЗ (просроченной дебиторской задолженности), соотношение предоплаты и постоплаты. Чем выше процент предоплаты у общего числа клиентов, тем больше KPI.

Через годовое премирование можно добиться определенных целей, но необходимо очень грамотно подходить к этому вопросу.

Должно ли положение о годовой премии быть зафиксировано руководителем документально?
Е. А.: Необходим нормативный акт – договор либо приказ, где четко прописаны цифры и алгоритмы расчета такой премии. Документ имеет место быть в любом случае. Это очень важный момент и для прозрачности, и для построения бизнес-процессов. Люди любят, когда все просчитываемо и просто. Если у KPI слишком много показателей, это не совсем полезно. Они должны быть понятны и достижимы.

Несет ли руководитель ответственность за невыплату сотруднику годовой премии? Е. А.: Да. Это потеря нематериального актива и ценных сотрудников, вложивших все силы и профессионализм для достижения результата. Люди, имеющие большие практические наработки именно на этом предприятии, остаются с обманутыми ожиданиями, в результате чего теряют мотивацию и уходят на другое место работы. Если говорить об ответственности на законодательном уровне, то ее легко избежать, внеся некоторые корректировки в документы.

В чем видите ее плюсы и минусы для работодателя?
Е. А.: Плюсы заключаются в выполнении поставленных задач, а KPI именно так и работает. А минусы я вижу в том, что если KPI сформировать некорректно, то возможны конфликтные ситуации. Через годовое премирование можно добиться определенных целей, но необходимо очень грамотно подходить к этому вопросу. Для формирования правильного KPI нужны время и точные расчеты.

КОНТАКТЫ ЭКСПЕРТА
ВКонтакте: ecofinan

Беседовала Виктория Душкина

теги

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.