Авторская колонка

Оправдание — психологическая защита или попытки убедить других

МАРЬЯНА ВОЛЬСКАЯ-ВЕРИТАКС
Член психотерапевтической лиги России.
Доктор эниопсихологии.
Магистр биоэнергетики.
Психолог позитивной психотерапии. Психоаналитик.


Мы ведем разноплановые диалоги на всевозможные темы с разными людьми, высказывая свое мнение и воспринимая стороннюю точку зрения. Но есть еще одна форма обмена информацией оправдание.

«Я эксперт»: Марьяна, в чем отличие оправдания от обычного диалога?
Марьяна Вольская-Веритакс: Донесение смысла до собеседника в случае оправдания ярче, эмоциональней. Чувствуется явная потребность человека доказать свою правоту любым способом.
Это распространенная позиция в общении, начиная с семейных отношений и заканчивая политическими структурами. Принято считать, что она является признаком некой неуверенности и слабости на пути достижения цели. И действительно, по-настоящему целеустремленному, уверенному в себе человеку оправдания ни к чему – он воспринимает ошибки не как основание «себя оправдать за плохость», а как опыт, и действует дальше. Но вспомните, часто ли вам попадались люди, готовые открыто признать собственную ошибку, прямо объявить о провале?

Насколько часто Вы находили для себя приемлемым и законным оправдание причин собственной неудачи, потери, ошибки?
М. В.-В.: Разве в своей семье вы не наблюдали подобного поведения среди взрослых, а потом и сверстников? А в личных отношениях с партнером? Когда опаздывали или просто не могли выполнить свои обещания, потому что «так получилось»? Интересно, что в большинстве своем каждый из нас хотя бы раз в жизни оправдывался, но люди не всегда хотят признавать и замечать это за собой.
Дело в том, что, оправдывая собственные неудачи, ошибки и просто глупости, человек разряжает негативное напряжение, возникшее вследствие уже проявившейся реакции, когда он ощущал себя «плохим». Оправдывая себя, люди испытывают некое облегчение, перестают зацикливаться на неудачах, получают возможность двигаться дальше. С другой же стороны, поиск аргументов как психологической защиты для оправдания может негативно повлиять на формирование привычки в целом подходить к любым вопросам, где требуется воля и усилия, некое охранительное поведение от необходимости проходить сложности и действовать.

Оправдывая себя, люди испытывают некое облегчение, перестают зацикливаться на неудачах, получают возможность двигаться дальше.

Какими же могут быть причины для оправданий?
М. В.-В.: Негативное самоопределение и неуверенность, а также некая защита от ощущения себя «не таким»: неуверенные в себе люди, не готовые нести ответственность за свои результаты, чаще склонны испытывать вину, стыд.
Попытки оправдываться могут быть вызваны страхами: изоляции, одиночества, неудачи и потери имиджа.
Оправдания могут играть роль защиты от «внутреннего критика» – они немного снижают тревожность и помогают человеку «сохранить лицо» в собственных глазах.

ПОЗИЦИЯ ЖЕРТВЫ
Оправдания характерны и для человека, находящегося в позиции жертвы – в состоянии «я не могу себя защитить и справиться с решением задачи».
Потребность в поиске людей, готовых взять на себя ответственность за решение проблем человека.

ОТВЕТ НА ОБВИНЕНИЯ
Оправдания бывают реальные или воображаемые, рожденные в результате внутреннего диалога личности.

СТРАХ «быть наказанным» и обесцененным побуждает высказываться в оправдательном ключе без видимого запроса. Никто в реальности не осуждает. Даже если задается вопрос насчет причины совершенной ошибки, достаточно простого ответа, а не развернутого описания.

САМОЗАЩИТА
Оправдание всегда исполняет функцию психологической защиты: оно оберегает целостность образа человека, регулирует когнитивные диссонансы, помогает чувствовать себя более уравновешенным и непротиворечивым.

В чем разница между оправданием и объяснением?
М. В.-В.: Оправдание выполняет функцию самозащиты, а объяснение – функцию информирования партнера по общению.
Оправдание направлено на себя, объяснение – на другого; оправдание обеспечивает личный комфорт человека, а объяснение – комфорт ближнего. Оправдание может трактоваться как кокетство и намеки на похвалу.
Человек может  напрашиваться на комплименты со стороны окружающих, повышая собственную самооценку за счет подтверждений своей хорошести. Оправдания вызывают много споров, однозначного мнения по этому поводу нет.
Важно помнить, что тот, кто оправдывается, заранее занимает проигрышную позицию. Поэтому каждый выбирает сам, насколько для него приемлемо или неприемлемо иметь в своем арсенале такой инструмент, как оправдание.
Главное  – помнить, что за любой выбор формата общения ответственность несет сам человек.

КОНТАКТЫ ЭКСПЕРТА
intagram: m.veritaks

+2
теги

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.