На личном опыте

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ НА УДАЛЕНКЕ И В ОФИСЕ: проблемы, тонкости, лайфхаки

Если раньше все только мечтали работать из дома, то сейчас это стало нормой. Владелец шести бизнесов Кирилл Инюшин не понаслышке знает, в чем отличие между офисным и удаленным командообразованием. В нашем интервью он расскажет, какие проблемы и тонкости таят в себе оба варианта.

Кирилл Инюшин
Предприниматель.
Собственник ГК K-holding.
6 направлений деятельности,
4 региона присутствия.
Более 50 тысяч клиентов ежегодно.


«Я эксперт»: Кирилл, вы – собственник нескольких бизнесов. Все ли они перешли на удаленку в пандемию?
Кирилл Инюшин: Да. Я владею компаниями по продаже новой и комиссионной офисной мебели, а также компьютерной техники, полиграфическим центром Print71.biz (действует в Туле, Рязани, Москве и Московской области), юридической компанией по взысканию долгов юридических и физических лиц по РФ, центром помощи студентам.
Был принят соответствующий закон, и мы вынужденно закрыли большое количество офисов (и не в одном регионе России), ведь нарушать его не хотелось.

В чем, на ваш взгляд, основные причины растущей популярности перехода сотрудников на удаленку после отмены коронавирусных ограничений?
К. И.: В том, что они могут быть ближе к своей семье. Особенно это актуально для сотрудниц, у которых есть дети. Если ребенка не с кем оставить, о каком офисе можно говорить?
А на удаленке они вольны заниматься чем хочется. Тем более что современные технологии, в частности IP-телефония, позволяют работать удаленно не только из дома, но и откуда угодно, выполняя задачи как на стационарном компьютере, так и на телефоне, планшете, ноутбуке.

Выгодна ли удаленная работа для работодателя?
К. И.: Да. Рабочих мест в офисе меньше, следовательно уменьшается аренда, сокращаются расходы на содержание оргтехники. К тому же во время пандемийной удаленки государство помогало – мы получили невозвратные кредиты, субсидии и дотации. Ни дня моя компания за прошедший год не сработала в убыток.
Впрочем, некоторым работодателям тяжелее выстраивать диалог с подчиненными вне офиса и контролировать их. Но все решаемо.

Впрочем, некоторым работодателям тяжелее выстраивать диалог с подчиненными вне офиса и контролировать их.

Поделитесь собственным опытом перевода сотрудников на такой формат работы.
К. И.: В мой холдинг входит компания по продаже оргтехники. Так что каждому сотруднику был выделен ноутбук, монитор или компьютер, которые доставили наши курьеры.
С Интернетом у людей проблем не наблюдалось, поскольку они живут в крупных городах, где мы, собственно, и работаем – Тула, Москва, Рязань и Московская область.
Что касается программного обеспечения, у нас все было отлажено задолго до пандемии: созданы чаты в соцсетях, настроена SRM-система, телефония, облачные хранилища и так далее.

Коронавирусные ограничения потихоньку снимают. Многие ли ваши сотрудники вернулись
в офис?
К. И.: Да, практически все. Режим работы моих компаний (за исключением полиграфии) восстановился. За период пандемии уволились всего два сотрудника при общей численности свыше 150 человек. В целом же у нас довольно сплоченная команда. Люди привыкли к личному общению между собой, с клиентами. Находиться дома им было морально тяжело, особенно если приходилось работать в проходных комнатах, на кухне, под лай домашних животных, разговоры домочадцев.

С сотрудниками каких профессий в условиях дистанционной работы взаимодействовать было проще, а с какими – сложнее?
К. И.: Было сложно с юристами. Юридический электронный документооборот в России практически не налажен. Мировые суды работают только «с бумагой», районные – частично с порталами. Полностью обойтись без офиса, куда бы поступали документы, не получилось. К тому же распределение бумаг усложнилось.
Обычно нам приходила пачка из 400 писем, ее рассортировывали, распределяли между сотрудниками, а те их уже обрабатывали. А на удаленке приходилось каждый документ сканировать, сохранять на компьютер и только потом отправлять людям. Что касается моих торговых компаний, каких-либо сложностей не возникло.

С какими проблемами командообразования вы столкнулись?
К. И.: Коллектив у нас слаженный, но проблемы все же были. Основная из них – эффективность сотрудника на удаленке ниже, чем в офисе. Особенно это ощутимо при
окладной или почасовой оплате труда. Дома атмосфера не такая рабочая, перед глазами человека много отвлекающих факторов. А в офисе отвлекаться не на что, да и халтурить при коллегах как минимум неудобно.
Но даже в таком случае нужно хорошо подумать, прежде чем увольнять людей. Потому что потом придется искать и обучать новых, а это достаточно проблематично и экономически менее целесообразно.

Дома атмосфера не такая рабочая, перед глазами человека много отвлекающих факторов.

Вы устанавливали на компьютеры какие-то программы-следилки, чтобы контролировать деятельность подчиненных?
К. И.: Нет, нам это не нужно. Оплата труда сотрудников в большинстве компаний сдельная. У юристов она зависит от количества выполненных действий, у торговых компаний – от «грязной» прибыли, поэтому не так важно, чем они занимаются у себя дома или на работе. Куда важнее конкретный конечный результат.

А что можете сказать по поводу логистики? У многих отечественных компаний в пандемию она оказалась наиболее слабым местом.
К. И.: У нас логистика была выстроена задолго до пандемии: и свои курьеры есть, и нанимаем со стороны. В период ограничений она лишь показала себя с хорошей стороны. Нагрузка на самоизоляции не только не упала, а наоборот – увеличилась.

Как руководителю лучше выстраивать взаимодействие с коллективом, состоящим из удаленных и офисных сотрудников?
К. И.: Самое главное, на мой взгляд, разговаривать с людьми, объяснять, почему происходит так или иначе.
Многие руководители выстраивают удаленную работу по принципу «я так сказал», отправляя домой или оставляя в офисе без объяснений. Работников это может угнетать. Я уже рассказывал, что есть часть функций, которую можно закрыть удаленно, и есть функционал, требующий присутствия в офисе.
Например, сотрудникам полиграфии необходимо было демонстрировать образцы клиентам. По Интернету это сделать сложно. Если говорить о компании по продаже б/у оргхетники, все товары на сайте не уместить. Да и по фото сложно оценить состояние, размеры устройств и так далее. Поэтому клиенты приходили в офис, смотрели, выбирали необходимое оборудование из большого количества, имеющегося на складе. То же самое с мебелью.

Многие руководители выстраивают удаленную работу принципу «я так сказал», отправляя домой или оставляя в офисе без объяснений.

Кому вы бы точно не советовали переходить на удаленный формат работы?
К. И.: Чересчур молодым командам, командам с устаревшими, архаичными взглядами. Мне кажется, оптимальный возраст коллектива, который всегда готов к переменам, – 25-35 лет.
Если мы говорим о необходимости взаимодействия клиентов и коллектива, естественно, лучше, чтобы работники находились в офисе. Многие люди отказываются от сотрудничества, если не могут прийти в компанию, поговорить с консультантами, посмотреть-потрогать товары или образцы.
В тех сферах, где достаточно пообщаться с клиентом по телефону, проблем с удаленкой возникнуть не должно.

Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы удаленной работы?
К. И.: Поскольку мои компании больше ориентированы на взаимодействие с клиентом, то, как только сняли ограничения, сотрудники сразу вернулись в офисы. К тому же затраты на аренду и обслуживание в той же Туле не такие большие – нам пока экономически невыгодно переводить сотрудников на удаленку.
Хотя в Москве и Московской области расходы куда серьезнее. Поэтому московским компаниям целесообразнее нанимать удаленных сотрудников из разных регионов, деревень, сел, которые имеют наработанные компетенции и гораздо меньшие зарплатные ожидания.
К тому же если Тинькофф, огромный банк, выстроил свою работу удаленно, без расходов на аренду и оборудование, то, пожалуй, это явление имеет право быть.

Что бы вы хотели пожелать предпринимателям, не решающимся перевести сотрудников на работу вне офиса?
К. И.: В любом случае желаю попробовать, потому что любая малозатратная гипотеза имеет место быть. Правда, не советую делегировать сотрудникам закупку оборудования. Лучше самостоятельно заняться этим вопросом, передав работнику мебель или оргтехнику. Вы не потратитесь, а если сотрудник уволится, сможете забрать свое имущество или продать.
Если переход на удаленку вдруг не сработает, вы потеряете деньги, но будете смело говорить, что для вашего бизнеса такой формат не подходит.

Беседовала Екатерина Беляева 

Контакты:
Instagram: @kirill_71
Телефон: +7 (920) 753-26-46
Сайт: K-holding.biz

теги

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.