Взгляд психолога

РЕБЕНКА БУДТО ПОДМЕНИЛИ: как пережить подростковый период


Оксана Кайзер

Коуч, наставник, психолог.


Чем больше вы проявите любви и уважения друг к другу, тем легче вам будет не только перенести локдаун, но и находиться вместе в принципе.

Воспитывать подростка непросто. Зачастую у родителей опускаются руки: ребенка будто подменили. Куда делся наш спокойный малыш и почему сохранять хладнокровие при общении с ним так трудно? О том, что на самом деле происходит с нашими детьми в подростковый период и как его пережить, рассказала психолог Оксана Кайзер.

«Я эксперт»: Оксана, расскажите о наиболее распространенных проблемах в отношениях между родителями и детьми.
Оксана Кайзер: Лучше говорить не о проблемах, а об особенностях. В этом возрасте идет перестройка всех систем ребенка – как физиологических и психических, так и социальных, что приводит к обострению в самих отношениях. Усугубиться эти процессы могут, если для ребенка родитель не является авторитетом и они разговаривают на разных языках.
Подростки часто считают, что родители их даже не пытаются понять. Их отношения складывались с позиции «родитель и ребенок», но теперь подросток претендует на отношения на равных, он же считает себя уже взрослым. Перестроиться бывает очень сложно для родителя. Отсюда вытекают две проблемы: тинейджера либо давят властным методом воспитания, либо отпускают в свободное плавание.
Довольно широко распространен и страх родителей за будущее ребенка, поэтому они усердно стараются «разобраться» с его поведением. Нахватавшись отовсюду разной психологической информации, начинают применять ее к детям. Но не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален: у него свое эмоциональное, психологическое и физиологическое развитие.

Что провоцирует эти проблемы?
О.К.: Все зависит от состояния родителя, от окружения семьи, того климата, который сложился в доме. Ребенок считывает любые трудности. А если еще добавить, что в этот период многие родители сами находятся в ситуации кризисов (семейных или профессиональных), то и происходит наложение. Ребенок считывает через зеркальные нейроны все, что происходит с нами. Он, как наше зеркало, отражает все, что есть внутри нас.

Когда начинается подростковый возраст и в чем он проявляется?
О.К.: Этот период наступает уже с восьми лет. В таком возрасте можно увидеть предподростковые сигналы, хотя ребенок выглядит еще маленьким. Серьезные трудности появляются в 13–17 лет как раз в том случае, если родители вовремя не обратили внимания на эти сигналы. Это очень опасный возраст, когда происходит гормональная перестройка организма ребенка, провоцирующая различные неприятные ситуации.
По статистике, в этом периоде жизни человека происходит большое количество эмоциональных срывов и появляются психосоматические болезни. Давление на ребенка со всех сторон может спровоцировать предподростковую депрессию. Многие из детей начинают задумываться о бессмысленности жизни. Почему так происходит? На фоне неокрепшей нервной системы головной мозг развивается очень быстро.
При этом вначале у подростка развивается эмоциональная часть мозга, тогда как логическое понимание еще не сформировано. Кроме того, происходит перестройка гормонального фона, и ребенок не осознает, что с ним творится. Он начинает кричать, ему плохо. В этот момент наблюдается непонимание со стороны родителей, они воспринимают поведение подростка как нарушение их границ, поэтому в буквальном смысле начинают с ним воевать и ждут его взросления. Бывает и обратная ситуация: ребенок закрывается у себя в комнате, замыкается и не хочет разговаривать с членами семьи. Казалось бы, тишина и покой, но внутри у него бушуют бури и штормы.

Что делать, если ребенок не хочет учиться?
О.К.: К сожалению, наша российская система образования убивает желание учиться и, достигнув подросткового возраста, дети начинают прогуливать занятия и пропускать школу, ведь давление родителей они уже не воспринимают. А происходит это по нескольким причинам.
Во-первых, у ребенка не сформирована ответственность за свою учебу, а во-вторых, родители, как правило, вместо того, чтобы понять причину нежелания учиться, начинают давить на него, что вызывает бунт. Причиной может быть и проблема в отношениях со сверстниками, что тоже вызывает отвращение к учебе. Если ребенок категорически не хочет идти в школу, не нужно его заставлять.
Попробуйте поговорить и разобраться, в чем истинная проблема. Важно помнить, что в это время подросток идет в школу за общением и самоопределением, а не ради учебы в целом. Он может выбрать один-два предмета из программы, а остальные забросить.

При каких условиях возможна гармония между детьми и родителями?
О.К.: Взаимопонимание обязательно будет, если есть уважение друг к другу всех членов семьи, а также обозначение четких правил (границ) и правильный пример взаимоотношений между родителями, который дети впитывают с самого раннего возраста. Я всегда говорю: начинать надо не с воспитания детей, а с воспитания самого себя.

Можно ли спасти тяжелые отношения со своей семьей, или изначально отсутствующее понимание уже не обрести?
О.К.: Пока мы живы, можно все! Хотя самое большое чудо – это изменение человека. Если отношения совершенно разрушены, не нужно первым делом тащить подростка к психологу и просить изменить его.
Прежде всего нужно посмотреть на себя и понять, что происходит, и почему сложилась такая ситуация. Поросток в этом возрасте вытаскивает все трудности, находящиеся у нас внутри. Он перенимает все ценности, которые мы транслируем, перенимает нашу специфику общения с другими или с самим собой. Часто я слышу фразу: «Мне будто подменили мое чадо». Но это не совсем так. Просто все это время он впитывал разные поведенческие системы и правила и теперь дает нам обратную связь.
Если детско-родительские отношения дали трещину, необходимо осознать, что для вас они являются ценностью, и начать работу над ними. Именно родитель принимает ответственность за все, что происходит в семье.

Какую помощь Вы как психолог оказываете в этой сфере?
О.К.: Работа может быть как краткосрочная (консультация, взгляд со стороны), так и долгосрочная. Но я работаю именно с родителями. Когда ко мне приводят подростка, я беру его на терапию только в том случае, если опекун тоже проходит консультации. После сессий у родителя появляется осознание, где и что упущено в процессе воспитания и почему они оказались в данной ситуации.
Также мы работаем над внутренним состоянием взрослого человека, потому что если он находится не в гармонии с самим собой, то о хороших отношениях с ребенком можно забыть. Обычно я привожу клиентам такой пример-метафору. Есть дерево, у которого корни и плоды. Если нет плодов, то прикрепить на ветки яблоки не получится: они просто не будут долго держаться. Мы должны удобрять почву, поливать дерево и разобраться, почему нет результатов. Как раз в этом я и помогаю: выявляю причины отсутствия плодов, то есть понимания между детьми и их родителями.

Расскажите о самых ярких результатах Вашей работы с клиентами.
О.К.: Ко мне приходила успешная в своей профессии женщина. Муж, бизнес, дети – все есть, но у клиентки было ощущение, будто все валится из рук: в бизнесе всего добилась, а дома она никто. Мы работали над ее состоянием и над тем, что она транслирует другим. Через некоторое время моя клиентка поняла, что свои руководящие принципы переводила на семью – скандалы были один на другом. После этого она полностью пересмотрела свои методы воспитания, выстроила конкретный план по улучшению отношений и поговорила с детьми, которые с удовольствием пошли ей навстречу.
Сейчас я работаю с человеком, сын которого категорически отказывался учиться. Родитель боялся за его будущее и хотел бы дать ему образование в Лондоне. Оказалось, что у парня просто другие ценности и планы на будущее, он не готов поступать в этот институт. Как только клиент отпустил ситуацию и перестал давить на сына, ситуация стала меняться в лучшую сторону.

На время локдаунов люди вынуждены оставаться дома, из-за чего в семьях часто наблюдается разлад. Как пережить этот период без потерь?
О.К.: Пройти локдауны совсем без последствий не получится, особенно если у семьи не было близких отношений и любви. Но это время может быть точкой начала чего-то нового, пересмотром неработающих принципов. Можно минимизировать трудности общим разговором за столом. Важно выслушать всех, в том числе подростков, предлагающих свои идеи. Не концентрируясь на эмоциях, найдите совместное решение. Уважайте ценности и границы каждого члена семьи и обеспечьте всем личное пространство.
Чем больше вы проявите любви и уважения друг к другу, тем легче вам будет не только перенести локдаун, но и находиться вместе в принципе.

Беседовала Виктория Душкина

Instagram: @oksana_kyzer
WhatsApp: +7 (906) 048-58-92

теги

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Больше на 100 лучших экспертов

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading