Поддержка бизнеса

КАК ВЫЙТИ ПОБЕДИТЕЛЕМ в спорах с налоговыми органами

Евгения Шевченко
Профессиональный бухгалтер. Стаж работы – более 15 лет.
Бизнес-консультант в области налогообложения, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов бухгалтерии.
Пройдено с отличным результатом 10 выездных налоговых проверок.
Автор мастер-классов «Налоговая безопасность» и «Бухгалтерия мечты».
Автор онлайн-курса «Налоговые проверки».
Соавтор курса «Самостоятельный бухгалтер» – путеводителя для начинающего бухгалтера от первичных документов до сдачи отчетности.


Современные реалии таковы, что сейчас бизнесу недостаточно просто сдать отчетность. Ему нужны в каком-то смысле новаторы – главбухи

Чтобы выйти победителем в спорах с налоговыми органами, нужно знать, как правильно себя вести, и учитывать много факторов. Один из ключевых – эффективная работа вашей бухгалтерии. Подробнее – в нашем интервью c Евгенией Шевченко.

«Я эксперт»: Евгения, каким должен быть бухгалтерский отдел у предпринимателя, чтобы он выходил победителем в спорах с налоговыми органами?
Евгения Шевченко: Современные реалии таковы, что сейчас бизнесу недостаточно просто сдать отчетность. Ему нужны в каком-то смысле новаторы – главбухи, которые могут быстро и качественно выполнять свои задачи, при этом не загоняя себя до изнеможения и не теряя остроты взгляда. Их кругозор должен охватывать гораздо больше процессов, чем некоторые считают. Современные главные бухгалтеры и их подчиненные должны уметь изыскивать способы сохранения и приумножения активов, сокращения обязательств, предотвращать штрафные санкции, вести налоговый и управленческий учет, не поддаваться давлению проверяющих. А также анализировать состояние дел предприятия или компании в целом и автоматизировать различные процессы. От перечисленного зависит как эффективность отдела, так и результативность всего бизнеса.

Серьезные компетенции. Где бухгалтеры и главбухи старой закалки этому могут обучиться?
Е.Ш.: Нужно посещать мероприятия по управлению сотрудниками, а еще лучше – непосредственно бухгалтерией, или обращаться за личной консультацией к экспертам. Например, ко мне часто приходят главные бухгалтеры, которым нужно выстроить организационную структуру бухгалтерии, отвечающую всем запросам бизнеса, но без расширения штата. В процессе работы у нас с ними получалось даже сокращать численность и спокойно внедрять KPI (ключевые показатели эффективности), которые в итоге мотивировали бухгалтеров. К сожалению, в университете этому не учат. Да и многие современные тренинги по управлению персоналом не дают четких ответов на вопрос, «как быть с бухгалтерами». Именно
поэтому я разработала мастер-класс «Бухгалтерия мечты», который помогает как опытным, так и начинающим главбухам определиться, за что отвечает бухгалтерия, как работать без авралов, выстраивать отношения со смежниками, рассчитать требуемую численность штата, какая организационная структура подойдет именно вашему предприятию. Кстати, скоро планирую этот мастер-класс перенести в онлайн-формат.

Для тех бизнесменов, которые еще до Вас не дошли, расскажите, пожалуйста, какие виды налоговых проверок бывают.
Е.Ш.: Налоговые проверки бывают камеральными и выездными. Первые проводятся в здании налогового органа и занимают до трех месяцев (по НДС – два месяца) с момента подачи декларации. Выездные проверки, как правило,  проводятся на территории налогоплательщика. Нужно отметить, что раньше их было гораздо больше и именно по ним были основные доначисления.
Ситуация последних лет иная: количество выездных проверок многократно сократилось, что, впрочем, никак не повлияло на доначисления, которые, наоборот, увеличились. Кроме того, сейчас много доначислений по камеральным проверкам. Поэтому нужно быть очень внимательными и осторожными с момента подачи декларации в налоговую.

Ситуация кажется безвыходной. Как же быть?
Е.Ш.: Нужно проанализировать свой бизнес и понять: как на законных основаниях я могу уменьшить свое налоговое бремя – либо привлечь для такого анализа специалиста. Сейчас как никогда актуально планирование, причем не только своих доходов и расходов, но и рисков! А налоговые доначисления в бизнесе – одни из самых весомых рисков. Если самостоятельно проанализировать не получается – обращайтесь к независимым экспертам. Налоговые аудиты, которые я провожу, позволяют сыграть на опережение и предотвратить миллионные доначисления. Если вы все же попали в поле зрения налоговой, нужно действовать по ситуации: иногда проще согласиться с доначислениями и заплатить, если понимаете, что другого выхода нет. Если понимаете и верите, что правда на вашей стороне, не используется «покупной» НДС или «рисованные» расходы, нужно отстаивать свои права до последнего.

Давайте подытожим: как предприниматель должен вести себя во время и после выездной проверки?
Е.Ш.: Я рекомендую всегда привлекать специалиста, потому что во время выездной проверки нервы у всех на пределе и можно наговорить лишнего.
Консультант же подходит к сопровождению проверки с холодной головой, отстаивая права и интересы клиента. Кроме того, на все встречи с налоговой нужно ходить подготовленными, а лучше в сопровождении: налоговые инспекторы часто истолковывают слова бизнесменов в выгодном для себя свете, и человек, не обратив внимания на тонкости, подписывает соответствующие документы, которые впоследствии будут истолкованы против компании.

Беседовала Екатерина Беляева

Instagram: @shevchenko_jenya
Telegram: @shevchenko_nalog
Телефон, WhatsApp: +7 (914) 687-28-20

теги

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.