События последних лет показали, что учиться дистанционно можно столь же эффективно, как в обычном классе. Развитие технологий и реалии пандемии коронавируса диктуют новые правила. Все больше учителей не только вынуждены, но и стремятся перейти в онлайн. Как выглядит техническое оснащение онлайн- репетитора? Что лучше выбрать – индивидуальное или групповое занятие? Каким должен быть современный репетитор? Об этом и о многом другом мы поговорили с опытным репетитором по математике и физике Надеждой Павловной Медведевой.
Не стоит идти в профессию только ради денег, особенно со слабым уровнем знаний. Ни к чему хорошему это не приведет.
Надежда Медведева
Частный репетитор по математике и физике со стажем в образовании более 40 лет.
Руководитель онлайн-школы «Школа Надежды Павловны».
Автор книги «Решение нестандартных задач для 4-6 классов».
Входит в топ-5 репетиторов по Москве (сайт Ассоциация репетиторов).
Ученики поступают и успешно учатся в престижных колледжах и лицеях (Queen Ethelburga’s College,
лицеи при МГТУ им. Баумана и ВШЭ), а также в вузах (МГУ, ВШЭ, СПбГУ, Бауманка, Сеченовка, Технион –
Израильский технологический университет).
«Я эксперт»: Надежда Павловна, почему Вы выбрали математику в качестве предмета для изучения?
Надежда Медведева: Я ее любила с детства. Видимо, сказались гены: родители были инженерами, имели математический склад ума. В начальных классах училась на одни пятерки, хорошо считала, а к пятому решала в голове сложные примеры на пять-шесть действий (умножение, деление, вычитание, в скобках и за ними, и так далее), которые даже сейчас не во всех школьных программах дают – со звездочкой, как сейчас говорят… На контрольных успевала решить оба варианта и, так сказать, распространить по классу.
Еще, конечно, участвовала в олимпиадах и брала призовые места на уровне города. Впрочем, моя первая учительница по математике, зная все это и даже поощряя мое умение считать в уме, оценивала мои знания только на твердую четверку – и не выше.
В конце пятого класса мы с родителями переехали в другой район Москвы. Я пошла в новую школу, где буквально сразу показала, на что способна. И все благодаря случаю: учительница, Нина Борисовна, задала домашнее задание. Я быстро его решила в уме, написала ответ и сдала тетрадку. На следующем уроке, открыв ее, увидела двойку. Подняла руку и спросила: «Почему такая оценка?» – «За списывание», – ответили мне. Я возмутилась и сказала, что такого рода задания решаю в уме. Тогда меня вызвали к доске и попросили продемонстрировать. После этого вопросов ко мне больше не было (смеется).
А физика?
Н.М.: Мне она тоже нравилась. Правда, с физиками мыло сложно (эта проблема в школах есть и сейчас). У нас был совершенно замечательный преподаватель, Александр Давыдович, который, как мне кажется, пришел из какого-то научного института. Он прекрасно знал свой предмет, но преподавать его тем, кто не горел желанием изучать физику, ему было скучно, поэтому уроки у нас проходили в разговорах о жизни.
Зато у него великолепно получалось вести факультативы. Их посещали те, кому физика была действительно интересна, и я в том числе. На этих дополнительных занятиях мы решали сложные задачи. Помню даже, как мне, школьнице, папа купил достаточно серьезную, недетскую книгу Джея Орира «Популярная физика» (оригинальное название Fundamental physics – прим. ред.). И когда я сказала Александру Давыдовичу, что читаю ее, удивлению его не было предела.
Когда проявилась тяга к репетиторству?
Н.М.: Сейчас я понимаю, что впервые проявила себя в качестве репетитора в новой школе – соглашалась давать одноклассникам списать, только если они сядут рядом и будут уточнять непонятное. А если не будут задавать вопросы, то их задам я и выясню, как усвоен материал. Что и говорить, я любила объяснять.
А еще всегда любила объединять людей, организовывать мероприятия и вовлекать в них даже тех, кому не сильно-то интересно. Наверное, поэтому стала комсоргом школы.
Расскажите немного о процессе выбора специальности и вуза.
Н.М.: Интересная история. Вообще я не задумывалась, что буду учителем, хотя все навыки для этого были – любила учить и учиться, организовывать людей.
Когда дело пошло к выпуску и все чаще звучал вопрос о поступлении, я сказала, что выбрала МАИ – Московский авиационный институт, который закончили мои родители. Нина Борисовна обрадовалась, сказала, что даст мне материалы для подготовки к поступлению.
Тогда же из Ленинграда к нам в гости приехал мой двоюродный брат Стас. Он горел программированием – тогда еще новым направлением, и агитировал поступать на недавно открытый в МГУ факультет В.
Я слушала, кивала, но внутренне была не согласна – хотелось найти свое предназначение в жизни. Втайне ото всех изучала журналы, где были тесты по профориентации, проходила их. Они показывали, что действительно мое направление – «человек-человек» (профессии, относящиеся к сфере образования, воспитания, управления, обслуживания, объединенные одной спецификой – постоянным общением, взаимодействием с другими людьми, умением находить компромиссы и решать конфликтные ситуации – прим. ред.). И если сейчас эта система подразумевает множество профессий, то тогда была только одна – педагог. Но я не расстроилась. Наоборот, идея стать учителем мне понравилась, я начала узнавать, что нужно для поступления. Головной институт, где можно было получить эту специальность, на тот момент назывался МГПИ им. Ленина (сейчас – МПГУ). Решила поступать туда. Правда, до этого все же подала документы в МГУ, куда меня агитировал брат, сходила на вступительные. Получила задание, не стала решать и сдала чистый лист. Правда, когда домой пришла, прорешала все (смеется). Так я стала педагогом.
Надежда Павловна, каким должен быть современный репетитор?
Н.М.: Репетиторы должны любить учиться. Причем не только в юном, но даже в сознательном возрасте. А иначе чему они могут обучить других? Не стоит идти в профессию только ради денег, особенно со слабым уровнем знаний. Ни к чему хорошему это не приведет.
Всегда ли нужно заниматься с репетитором?
Н.М.: Не всегда. В среднестатистических случаях без него можно обойтись – например, если ребенок усидчивый, трудоспособный, имеет тягу к знаниям, хорошую внутреннюю мотивацию для реализации принятых им лично (а не родителями) решений о поступлении.
Но ситуации бывают разные. Так, некоторые дети в силу своих особенностей могут заниматься только дома. И если финансовое положение семьи позволяет, нужно приглашать репетитора. Также к его помощи стоит прибегнуть, если требуется исправить оценку с двойки на четыре-пять или усвоить пропущенный материал, но учителя в школе помочь с этим не могут.
Только ли от педагога зависит успешность занятий?
Н.М.: Конечно нет. Это зависит еще от мотивации ученика и даже от его родителей, которые должны следить за режимом дня своего ребенка, загруженностью, самочувствием, а не просто заставлять заниматься.
Что лучше выбрать – индивидуальное или групповое занятие?
Н.М.: Все зависит от характера ученика и целей репетиторства. Если ребенок открытый, не испытывает дискомфорта при общении со сверстниками, не нуждается в кропотливой индивидуальной подготовке, например к олимпиадам или серьезным экзаменам, то можно рассматривать и групповые занятия. Тем более дети любят заниматься группами, но не большими по 30 человек, а по пять-шесть.
Как часто и сколько по времени нужно заниматься с репетитором?
Н.М.: У меня так: на индивидуальных занятиях ученики младших классов занимаются 30-45 минут, группы по олимпиадным задачам, а также средние классы – час. Старшеклассники занимаются 90-120 минут. Что касается периодичности, мы встречаемся раз в неделю, но если требуется более серьезная подготовка – можно и чаще.
Расскажите, как Вы пришли в онлайн-репетиторство.
Н.М.: Наблюдая за развитием Интернета, пришла к выводу, что можно расширить границы преподавания, используя онлайн-формат. В 2014 году в своих профилях на сайтах-агрегаторах, где репетиторы находят учеников и наоборот, отметила, что провожу онлайн-занятия. Чуть позже состоялось мое первое такое занятие. Технически я была к нему абсолютно не готова, но быстро приноровилась.
А что из технического оснащения для проведения занятий у Вас есть сейчас?
Н.М.: Ничего сверхъестественного. Это соответствующее программное обеспечение (мне нравится работать с Zoom), телефон со стилусом, чтобы можно было писать и выводить написанное на экран, графический планшет для аналогичных целей, ноутбук, стационарный компьютер с колонками и камерой (со встроенным микрофоном), а также наушники. К некоторым занятиям готовлю презентации.
Что Вы пожелали бы читателям нашего журнала?
Н.М.: Желаю своим коллегам созвучных учеников, которые соответствуют их запросам. Ученикам – ставить свои личные, а не навязанные цели и достигать их. Родителям пожелаю, чтобы дети доставляли им меньше огорчений.
Беседовала Елизавета Карандова
Сайт: taplink.cc/mednadja
Instagram: @mednadja
Facebook: @medvedevanp18091956
YouTube: Математика с Надеждой Павловной
VK: @medvedevanp18091956
E-mail: mednadja@gmail.com
Телефон: +7 (962) 982-31-85
WhatsApp: +7 (966) 197-21-00