Бизнес-совет

Ольга Голова: шесть ошибок предпринимателей при расчете прибыли

Предпринимателю очень хочется, чтобы его бизнес приносил как можно больше прибыли. И конечно, нужно научиться эту прибыль правильно считать. В данной статье речь пойдет про принцип расчета именно управленческой прибыли, правила бухгалтерского учета оставим бухгалтерам.

Финансовый директор.
Управленческий учет, бизнес-план, финансовая модель.
Опыт оцифровки бизнеса более 18 лет.


Прибыль — это всегда выручка минус затраты. Прибыль бизнеса показывает Отчет о Прибылях и Убытках (Profit&Loss Statement).

Сразу оговорюсь, что существуют важные моменты для крупного и среднего бизнеса, которые будут не критичны в случае малого бизнеса — на это я укажу отдельно.

Итак, практика показывает основные ошибки предпринимателей при расчете чистой прибыли:

  1. Путают с деньгами на расчетном счете.

Часто собственник думает, что накопленная сумма на расчетном счете компании — это и есть его прибыль, то есть считает доходы и расходы по оплате. Но это не так. Деньги — это деньги, а начисленная прибыль — совсем о другом. Отчет о Прибылях и убытках составляется по начислению, а не по оплате.

Для целей расчета прибыли доход — это отгруженная продукция/оказанные услуги, и не важно, когда именно покупатель их оплатит. Если у вас, например, производство металлоконструкций, то выручку начисляем, когда изделие было отгружено, уехало со склада. Покупатель мог оплатить это изделие неделю назад, а может оплатить и только через месяц после отгрузки, но выручка от формы оплат не изменится, она будет признаваться по отгрузке.

Теперь начисленные Расходы. Это начисленная за месяц, а не выплаченная в этом месяце зарплата. Далее в начисленные расходы попадает реально израсходованное на производство сырье и материалы (а не привезенное на склад). Например, в случае отделочных работ мы спишем на расходы только то, что было израсходовано в данном месяце, а тот материал, что еще лежит на объекте, или на складе, — это будет списано по мере использования.

Расходы — это начисленная (а не выплаченная) зарплата, израсходованное на производство сырье (а не привезенное на склад), иные расходы и услуги, реально полученные (в идеальном варианте — подтвержденные актами оказанных услуг, фактурами, чеками).

Иногда для малого бизнеса принципом начисления можно пренебречь и считать доходы и расходы по оплате, но только в случае, если не существует долгов и длительных отсрочек по оплате (как со стороны покупателей, так и со стороны поставщиков и иных контрагентов), и если не создаются запасы материалов и готовой продукции на следующие периоды.

  1. Не очищают от НДС.

Данная ошибка касается только плательщиков НДС.  Доходы и расходы в Отчете о Прибылях и убытках обязательно должны быть без НДС. Для малого бизнеса, который не облагается НДС, все затраты указываем как есть — в данном случае налог станет для компании частью обычных затрат.

  1. Забывают амортизацию.

Основные средства (дорогостоящее оборудование, объекты недвижимости, транспорт) напрямую не участвуют в определении прибыли, поскольку служат не один год — покупка основных средств не включается в Отчет о Прибылях и убытках. Стоимость основных средств переносится на прибыль постепенно — это и называется амортизацией. Стоимость оборудования делится на срок полезного использования данного оборудования (в месяцах) и полученная сумма амортизации ежемесячно включается в соответствующую статью расходов.

  1. Забывают разные виды налогов.

В расчет прибыли включаются все начисленные налоги, кроме НДС. Именно начисленные за период, а не уплаченные в данном периоде. Это касается налогов на доход ИП, упрощенный налог ООО, налоги, связанные с оплатой труда, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество, земельный налог и т.д.

  1. Неверно учитывают кредиты.

Правильно делать так — берем в расходы проценты по кредитам, но не включаем в расходы тело кредита. Погашение основного долга влияет только на Баланс и Движение Денежных средств. Тогда как начисленные проценты уменьшают прибыль.

  1. Путаются с дивидендами.

Дивиденды — это прибыль учредителей, которую они могут распределить на развитие бизнеса, либо просто изъять из оборота. Важно, что это не сумма денег, которая осталась на расчетном счете по окончании отчетного месяца. Дивиденды определяются на основании полученной чистой прибыли из Отчета о Прибылях и убытках.

Частая ошибка предпринимателей — учет в расходах компании дивидендов. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли и не влияют на прибыль компании. То есть, их указывают в Отчете справочно, ниже чистой прибыли, не уменьшая ее величину.

Либо, наоборот, бывает другая ошибка — собственник не учитывает при расчете прибыли расходы, которые понес «из своего кармана». Если товары или услуги, которые оплатил собственник сам, были необходимы бизнесу, то их также важно учитывать в расчете прибыли.

А вы знаете свою прибыль за предыдущий месяц?

ВКонтакте: https://vk.com/golovaolga_findir
Instagram: @golovaolga_findir
Телеграм: https://t.me/GolovaOlga_Findir
Телефон: +79137984620

теги

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.