Зачастую, попадая ко мне на диагностику, ребята сами признаются в каких-то своих проблемах. Задачи, неравенства, уравнения… И если просто проверить ответы, то в большинстве случаев можно согласиться: «Да, ты не знаешь правила, формулы…». А если разбираться тщательно, то может оказаться, что и формулы выучены, и теоремы правильно применяются. А ответ на задание неверный. Как так получается? В чём проблема?
Людмила Желиховская
Репетитор по математике.
Образование высшее педагогическое по специальности учитель математики и информатики.
Опыт преподавания более 25 лет.
Математика. Почему в школе трудно учиться?
Зачастую, попадая ко мне на диагностику, ребята сами признаются в каких-то своих проблемах. Задачи, неравенства, уравнения… И если просто проверить ответы, то в большинстве случаев можно согласиться: «Да, ты не знаешь правила, формулы…». Если разбираться тщательно, то может оказаться, что и формулы выучены, и теоремы правильно применяются, а ответ на задание неверный. Как так получается? В чём проблема?
Скорее всего, дело не в незнании текущего материала, а в пробелах в знаниях за предыдущие классы. Логарифмическое или показательное неравенства уровня 10-11 класса могут быть полностью обесценены из-за неправильного понимания материала 7-8 классов. При этом ни одной ошибки в формулах и преобразованиях уровня старшей ступени обучения может не оказаться, а драгоценные три балла за неравенство потеряны.
Также в заданиях допускаются ошибки уровня 5-6 класса. И это касается не только алгебры или геометрии, но и физики, химии, географии, биологии. Ошибки в преобразованиях, в порядке действий, в задачах на пропорцию не могут быть исправлены с помощью калькулятора, который используется на экзаменах по этим предметам.
Если разбираться тщательно, то может оказаться, что и формулы выучены, и теоремы правильно применяются, а ответ на задание неверный.
Почему так происходит? Каковы причины? На мой взгляд, их несколько.
Причина №1: недостаточное количество часов в школьной программе, которые отведены на изучение математики.
Важнейшей задачей математики 1-6 классов является формирование и развитие высокого уровня вычислительных навыков: письменных, устных, полу устных. Навык быстрых и правильных вычислений – это не зазубривание отдельных примеров или приёмов. Это, прежде всего, развитие логического мышления, умение выстроить наиболее короткую и лёгкую цепочку преобразований. Это удерживание в уме нескольких действий и практически одновременное планирование следующего шага.
Доведённые до автоматизма навыки вычислений, письменные и устные, позволят сосредоточиться на преобразованиях, решениях и смыслах сложных задач. И вероятность потери балла на экзамене из-за нелепой вычислительной ошибки будет снижена до минимума.
Причина №2: отсутствие единой линии изучения математики в школе – от первого до одиннадцатого класса.
В начальной школе дети могут учиться по программе, рассчитанной на среднего ученика, а в 5-м классе продолжить изучение математики по более продвинутой программе. Это неминуемо ведёт к снижению успеваемости, к потере понимания и снижению интереса к математике как к предмету. Такая же ситуация может сложиться при переходе от математики к алгебре и геометрии. Например, в 5-6 классах детей могут обучать по УМК (учебно-методические комплекты) А.Г. Мерзляка, в 7-м классе перейти на УМК Ю.Н. Макарычева по алгебре и А.С. Атанасяна по геометрии, а в 10-11 классах продолжить по программе А.Г. Мордковича.
В нашей стране разработано и применяется большое количество УМК, разработанных высококлассными специалистами. Последовательность изложения материала, уровень сложности заданий и сами задания были составлены авторами в соответствии с их авторской методикой и видением, как принести ученику бОльшую пользу. Научить не навредив, развивая и прививая культуру математического мышления. Нарушение этой цепочки приносит большой вред. Из-за таких переходов возможна недостаточная проработка тем и глубина понимания материала.
Такая же ситуация происходит при переходе ребёнка в другую школу, если не совпадают УМК. К примеру, по одним программам обыкновенные дроби изучаются в 5-м классе, а по другим – в 6-м и наоборот. И в этом случае одну тему он будет изучать дважды, а другую не изучит совсем. О последствиях можно не говорить…
Как быть родителям? Как избежать таких проблем или исправить ситуацию?
Во-первых – внимательно, с пониманием относиться к своему ребёнку.
Если проблемы с математикой уже возникла, не списывать неудачи на лень и нежелание учиться. Возможно, ребёнок не освоил какую-то тему или её часть. И теперь это промежуточное действие не позволяет двигаться дальше. Например, кто не научился делению уголком в начальной школе, тот будет испытывать трудности при делении десятичных дробей в 5-6 классах, а в дальнейшем в схеме Горнера. В этом случае нужно обратиться к специалисту, провести независимую диагностику знаний и устранить пробелы.
Во вторых – при смене места обучения уточнить авторов учебников, по которым ребёнок учился ранее и будет учиться теперь. Взять рекомендации у школьного учителя по устранению разницы в программах, если они имеются. И обязательно устранить эти пробелы в знаниях.
В третьих – ответственно подойти к выбору школы для своего ребёнка.
Важно осознать, каким вы хотите видеть его будущее и что готовы для этого сделать. Сейчас всё больше в России распространяется практика открытия школ, лицеев, гимназий с тщательно продуманной программой обучения с 1 по 11 класс. Такие школы могут быть прикреплены к ведущим вузам своих регионов, иметь классы профильной направленности. На их базе открываются летние предметные лагеря и весь год проводятся онлайн курсы (в большинстве своём бесплатные). Необязательно жить в большом городе, чтобы получить достойное образование. Хорошие школы всегда на слуху. О них говорят и их рекомендуют.
Конечно, всё это касается не только математики. Однако мне хотелось обратить ваше внимание на важность последовательного и тщательного изучения именно этого предмета. Обучением детей математике я занимаюсь более 25 лет. И я знаю, как помочь ребёнку с успехом её освоить.
Телефон, WhatsApp: +7 (918) 949 83 30
Email: Lyudmila.balandiuk@yandex.ru
Сообщество ВКонтакте: https://vk.com/club200878208
Личная страница ВКонтакте: https://vk.com/ludmilamatematik
Добавить комментарий