«Камням миллионы лет. Они были задолго до нас и, думаю, нас переживут. В них все же есть то, что помогает, подсказывает, содействует в поисках лучшего пути и правильного предназначения человека», – говорит камневед с многолетним стажем Дмитрий Шубин. Читателям нашего журнала Дмитрий рассказал о том, как камни могут влиять на нашу жизнь и даже судьбу, об их уникальных свойствах, ценности эстетической и материальной, а также об особенностях драгоценного бизнеса.
Дмитрий Шубин
Основатель компании «Мир камней» – сети магазинов украшений и минералов в Санкт-Петербурге.
Организатор минералогических камнедобывающих туров по России.
Обладатель «Звезды Качества» и почетного звания «Лучшее предприятие Санкт-Петербурга» (2020 год).
Лучший предприниматель 2021 года в Санкт-Петербурге по версии журнала «РERSONO ГОДА» и делового журнала «Человек Дела».
Партнер конкурсов красоты и модных показов.
Один из героев книги «Человек нового времени».
Автор эксклюзивной линейки украшений и минералов «Камни от Шубина».
«100 лучших экспертов»: Дмитрий, как возникла идея такого красивого бизнеса?
Дмитрий Шубин: О, это детское увлечение, которое стало бизнесом. Я реализовал свое предназначение, так сказать (улыбается). С детства я коллекционировал минералы и камни. Первым экспонатом коллекции стал тигровый глаз – подарок дяди. Он рассказал, что этому камню больше миллиона лет, его добывают только в Африке, а у нас такого не найдешь. И все, моя фантазия разыгралась: я представил себе африканцев вокруг костра, исполняющих под барабаны свои затейливые танцы, а вокруг – море тигрового глаза. Следующей находкой стала цветная австралийская яшма, которая, как мне казалось тогда, видела немало кенгуру. Так за 10 лет собралась неплохая коллекция. Впрочем, как только повзрослел, увлечение отошло на второй план. Появились более насущные вопросы – как и где
заработать, чтобы содержать себя и помогать семье. Кем я только ни работал, пока не переехал в Санкт-Петербург зановой жизнью. Там-то у меня и получилось монетизировать свое увлечение.
Расскажите, пожалуйста, подробнее. Уверены, что Ваш история вдохновит кого-то из читателей.
Д.Ш.: Переехав в Северную столицу, попал на выставку камней и минералов. Увидев, что есть спрос и предложение, подумал, а почему бы и самому на этом не зарабатывать? Ведь я столько знал о камнях и минералах! Устроился продавцом к одному старичку-геммологу, занимался действительно любимым делом, рассказывал клиентам что-то интересное про камешки – откуда они, что могут и так далее. Выручка была неплохая. А спустя время мой наниматель предложил выкупить у него остатки товара и открыть свое дело. Так и начался мой путь бизнесмена в чужом городе, без знакомых и каких-либо успешных примеров перед глазами. Но я справился. Когда горишь делом, не видишь преград, а идешь и добиваешься своих целей. Я себя настраивал на результат, на то, что все будет хорошо, все получится – и получилось!
Помните свой первый магазин?
Д.Ш.: Конечно. Хотя это не был стационарный магазин. Начинал я с прилавка, который ездил по ярмаркам и выставкам Санкт-Петербурга. Со временем дело разрослось до восьми точек, и мы начали экспонироваться на выставках по всей России. А еще позже решил открыть свой первый стационарный магазин, потому что контролировать передвижные точки – дело достаточно хлопотное. Приходилось постоянно держать руку на пульсе, днем и ночью, без выходных. Выставки ведь дольше пары дней или недели на одном месте не находились. Значит, нужно было постоянно перемещать товар и сотрудников.
Место для первого стационарного магазина сами выбирали или воспользовались услугами экспертов?
Д.Ш.: Все сам. У нас в городе есть Дворец культуры им. Крупской. Большое старинное трехэтажное здание. Мне предложили открыть магазин в павильоне по дороге к нему. Соглашаться или нет? Решил прийти, встал и просто начал
считать посетителей дворца. Их было мало, не скрою. Я тогда еще подумал: «Какой ужас, как здесь можно работать?» Особенно заметен контраст с выставками, где посетителей просто море. Впрочем, присмотревшись, понял – хоть людей и меньше, но они очень любят чтение и все, что с ним связано. А такие любознательные читатели, по опыту, камни тоже очень любят. Обдумал все и решил открыть магазин. Не прогадал. Каждый второй, как я потом подсчитал, заходил и что-то в моем магазине покупал.
Родные поддерживали Ваш интерес, а затем и Ваше дело?
Д.Ш.: Сказать по правде, они не думали, что мой интерес можно как-то монетизировать. Но разделяли его, тоже любили камни. А в будущем, когда открыл свой прилавок, а потом и магазины, стали моими самыми верными помощниками. Получается, я создал семейный бизнес (смеется).
Как он чувствует себя в это нелегкое время?
Д.Ш.: Достаточно хорошо. До пандемии у нас было два семейных магазинчика, которые хорошо знали петербуржцы. А в 2020-м стало шесть, в том числе, площадки на маркетплейсах. Пришлось нанимать людей. А то родственников уже не хватало на все (улыбается).
Вкусы вашей целевой аудитории как-то изменились за все это время?
Д.Ш.: Да. Когда только начинал, многие брали камни из принципа «красиво». А сейчас больше осознанных, осмысленных покупок, больше людей, которые хотят украшение с историей или камень со смыслом, чтобы покупка была полезна, обладала какими-то свойствами.
Можете рассказать что-то интересное о свойствах камней, за которые их так ценят ваши клиенты?
Д.Ш.: Говорят, что розовый кварц – камень любви. Притягивает противоположный пол, успокаивает владелицу. Мне кажется, здесь важен психологический аспект. Вот мои сотрудники сказали об этом клиентке перед покупкой, она запомнила, стала присматриваться к окружающим, иначе смотреть на мужчин. А через несколько месяцев приходит и говорит, что да, действительно, камень
помог найти любовь. Или другой камень – тигровый глаз. Считается, что он притягивает к своему владельцу нужных людей, помощников,
друзей, партнеров, отталкивая при этом ненужных. Я подарил один такой своему знакомому. И знаете, он сказал, что
подарок действует. Он уже месяц не встречается с вредным соседом, которого до этого видел чуть ли не по несколько раз за день. Тут уже, наверное, одной психологией дело не объяснишь. Подключается магия камней и законы Вселенной (улыбается).
Агат – камень-друг, советник. Он достаточно распространен в мире, есть и в России. Он предостерегает хозяина от
глупых поступков, ненужных трат, опрометчивых решений. Дымчатый кварц (тот же горный хрусталь, но темный) несколько сотен лет назад использовался мастерами для производства тонированных очков. Выражение глаз их владельца не могли рассмотреть, поэтому такие очки носили адвокаты, судьи. Такое вот у него интересное физическое свойство и применение. Пирит, золото инков, помогает человеку раскрывать свои таланты, определять предназначение. Его второе название – золото дураков. Во времена золотой лихорадки на него натыкались многие золотоискатели и думали, что разбогатели. Несли находку знающему человеку, а тот смотрел и говорил: «Дураки, это не золото, а камень такой». Кстати, в моем магазине есть 100-килограммовый пирит. Давным-давно нам привезли его с Урала. Сначала хотел его раздробить на маленькие составляющие и так продавать, но передумал. Оставил как есть. Люди, знающие его свойства, приходят к
нему, как к святыне, и просят помочь в поиске себя. Такого большого камня нет даже в музейных коллекциях. Мне действительно попалась редкость.
Тут уже, наверное, одной психологией дело не объяснишь. Подключается магия камней и законы Вселенной.
Как себя чувствует отрасль после санкций? Получается ли замещать импорт собственной продукцией?
Д.Ш.: Пока да. Россия славится своим янтарем, у нас много яшмы, которую можно разрабатывать и разрабатывать. Есть нефриты, жадеиты, кахолонги, кварцы, горный хрусталь. Но некоторые камни уже добыты и могут только ввозиться. Тот же малахит на Урале уже весь выработали. Теперь он только завозной, африканский или казахстанский. Природного александрита уже не осталось. Он выращивается, хотя все свойства и состав, как у природного. Скоро может закончиться выработка янтаря, и тогда он будет баснословно дорогим. Тот же чароит с каждым годом дорожает в два раза, потому что его запасы в Якутии медленно истощаются. Да и что я заметил – добыча минералов и камней менее выгодная, чем того же золота. Именно поэтому тонны таких полезных ископаемых просто лежат в золотоносных карьерах, никем не добытые и необработанные. А другие, наоборот, уже исчерпали себя, потому что до этого полудрагоценный или драгоценный камень слишком интенсивно добывался и вывозился. Во всем нужен баланс, особенно во время санкций. Кстати, дорожать с каждым годом украшения будут еще и потому, что мало мастеров. Даже наши питерские ребята,
обучающиеся на геологов и геммологов, идут в более прибыльные сферы – нефте- и газодобычу, например. Сейчас мало кто хочет несколько лет учиться, затем столько же оттачивать мастерство. Всем хочется быстрого заработка здесь и сейчас, а в работе с камнями и минералами так не получится. Дефицит кадров и ограниченность камней – вот две причины, почему с каждым годом украшения будут дорожать. Поэтому советую в них вкладываться.
В какие конкретно камни стоит вкладывать деньги?
Д.Ш.: Янтарь, чароит, натуральный нефрит хорошего качества, гранат, бирюза, хризоколла, серафинит, хромдиопсид (он же – сибирский изумруд) тоже стоит брать, он уже заканчивается. Еще обратите внимание на натуральный жемчуг. Но он привередлив – органика может портиться, если ее неправильно хранить. Берегите от солнца и соблюдайте температурный режим, а также уровень влажности. С остальными камнями дело обстоит проще – они в особом уходе не нуждаются. Мне поэтому и нравится этот бизнес: по сути, у товара нет срока годности.
Как Вы пополняете ассортимент своих магазинов?
Д.Ш.: И по старинке, то есть у поставщиков закупаю, и сам езжу в минералогические туры. Вот из последнего привез десять коробок с горным хрусталем, кварцем, раухтопазом, кахолонгом, гранатом. Кстати, организовал его мой знакомый, Колесниченко Сергей Васильевич, известный по всей России специалист, написавший книгу «Удивительные минералы Южного Урала» и другие работы по геологии.
И напоследок расскажите о своих планах на ближайшее будущее.
Д.Ш.: Хочу начать заниматься дорогими позициями, например, бриллиантами. Для этого нужны большие вложения и разрешения. Еще хочу полностью перейти на собственное производство сувениров, украшений. Даже готов растить своих мастеров. Также планирую работать напрямую с добытчиками камней и минералов, без перекупщиков. А лет через 5 в каждом большом городе России планирую открыть минимум один филиал своей компании. Еще хочу открыть музей и познавательно-развлекательную усадьбу со своими образцами камней, минералов, шахтами и раскопками.
Добавить комментарий