Мария Викторовна Поник
Основатель и руководитель Онлайн-школы Марии Поник.
Русский язык и литература.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, репетитор по русскому языку и литературе, автор обучающих курсов для детей и взрослых, кандидат филологических наук.
Более миллиона девятиклассников ежегодно сдают ОГЭ по русскому языку. От его результатов зависит образовательный маршрут подростка на ближайшие 2-3 года. Недостаточное количество баллов может стать преградой для зачисления в гуманитарный класс. Тройка на ОГЭ по русскому лишает возможности поступить на бюджетное отделение престижных колледжей.
Казалось бы, что может быть проще, чем за 3 часа 55 минут (!) выполнить 9 заданий базового уровня сложности. (Базовый уровень означает, что с экзаменационной работой может справиться среднестатистический троечник.) От ребят требуется написать сжатое изложение и небольшое сочинение по прочитанному тексту, а также дать ответы на 7 тестовых заданий. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями. На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) выложены абсолютно все тестовые задания, тексты для сочинений и аудиозаписи изложений. Смотри, выполняй, запоминай!
Но школьники до последнего обходят стороной образовательные ресурсы, созданные Рособрнадзором специально для них. Они ждут сливы ответов и прячут шпаргалки в карманах, рискуя отправиться на пересдачу.
Сложившаяся ситуация пугает в прямом смысле слова. Современные подростки, не выпускающие гаджеты из рук, совершенно беспомощны в той информационной среде, в которой они существуют.
Современные подростки, не выпускающие гаджеты из рук, совершенно беспомощны в той информационной среде, в которой они существуют.
Но почему так произошло? По какой причине ребята не осваивают в полном объеме программу средней школы к основному государственнному экзамену?
С одной стороны, причины все те же, что и в предыдущую, доинтернетную эпоху. Это невосполненные пробелы в знаниях вследствие болезни либо отсутствия постоянного учителя, нежелание читать классическую литературу, пересказывать прочитанное и проч.
С другой стороны, новый век породил новые вызовы. Всеобщая цифровизация, облегчая нашу жизнь, упрощает ее. Доступность информации создает иллюзию того, что мы все знаем. Голосовые помощники позволяют не вникать в суть проблемы, предлагают готовые решения: строят маршруты, находят рецепты, делают заказы. Становятся ненужными не только словари и книги, но и собственные тексты. Подросткам сегодня даже не нужно набирать эсэмэски в телефоне. На смену им пришли аудиосообщения и кружочки (видеосообщения). Смайлики несут в себе целые смыслы. Лайки и дизлайки используются вместо ярких, образных определений. Мемы — вместо сравнительных конструкций и метафор. Как результат, устная и письменная речь слабо развиваются.
Возможно ли справиться со сложившейся ситуацией? Да! Я говорю это абсолютно уверенно как опытный репетитор, ежегодно отправляющий на экзамен не менее 10-15 девятиклассников.
Один из возможных путей мягкого решения проблемы — это новые правила в доме. Например, можно ввести «час семьи», когда все собираются за одним столом без смартфонов и планшетов и обсуждают прошедший день, строят планы на будущее, читают вслух прозу или поэзию, пишут на бумаге пожелания друг другу. Всего час. Пускай вначале это будет один час в неделю. Но взрослые таким образом смогут обратить внимание на то, как подросток владеет родным языком: может ли выражать свои мысли, хватает ли ему словарного запаса для нормальной коммуникации.
Например, можно ввести «час семьи», когда все собираются за одним столом без смартфонов и планшетов и обсуждают прошедший день, строят планы на будущее…
А вот если к 9 классу остались проблемы с грамотностью — лучше обратиться к специалисту. Ведь в старшей школе у ребенка просто не будет времени шлифовать орфографию и пунктуацию. Программа 10-11 классов направлена на глубокое изучение больших художественных текстов, написание серьезных сочинений-рассуждений.
В моей онлайн-школе программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» построена таким образом, что ученик проходит глубокую диагностику исходного уровня знаний и умений. Затем составляется индивидуальная программа обучения, в которой обязательно есть уроки, на которых мы ликвидируем все имеющиеся пробелы.
При работе с подростками важна доброжелательная атмосфера, психологический комфорт ребят.
Вспоминаю свою ученицу Катю. Неглупая девчонка. С так называемой врожденной грамотностью. У нее произошел конфликт со школьным учителем. Пропал интерес к предмету. Катя закрылась, стала отключать камеру на наших занятиях. Но вскоре у девочки появилась собака. Я просила ее показывать пушистого любимца. Стала рассказывать о своем питбуле Лорде, о его воспитании и дрессировке. Эта тема нас сблизила, помогла вернуть доверие. Постепенно Катя перестала прогуливать школьные уроки, стала поднимать руку и даже исправлять неверные ответы одноклассников. Четверка на пробнике очень вдохновила будущую выпускницу и заставила стараться еще больше. На экзамене Катя получила пять.
Катя перестала прогуливать школьные уроки, стала поднимать руку и даже исправлять неверные ответы одноклассников.
С Федором тоже было непросто. Он не стремился к хорошим баллам на ОГЭ. Парень был уверен, что такой большой объем информации за полгода до экзамена ему не осилить, а значит, незачем и стараться. Внутренне он был готов к пересдаче. Здесь мне пришлось стать в каком-то смысле первооткрывателем. Я рассказала про Открытый банк ФИПИ, в котором собраны все реальные экзаменационные задания. Федор с энтузаизмом принялся изучать их, так как понял, что все возможно освоить. И освоил. На твердую четверку.
Я всегда поддерживаю школьников, с которыми встречаюсь на своих занятиях, показываю им положительный пример, создаю ситуацию успеха. Поэтому мне близки слова замечательного педагога, специалиста по гуманной педагогике Шалвы Амонашвили: «Если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым».
Мои контакты:
https://vk.com/maria_ponik
Telegram: @PonikMaria
Добавить комментарий