Стартап

КАК СОЗДАТЬ РЕАЛЬНО КРУТУЮ КОМАНДУ

Ex-CEO Gett. Акционер Gett.
Бизнес-ангел. Эксперт по команде
и стратегическому развитию бизнеса.
Instagram:@v.marinovich
Сайт: marinovich.ru, vverh.tv

Он коллекционирует старые механические часы, так как считает, что время – это самая главная ценность человека.
Встречайте! Владимир Маринович — высокопрофессиональный специалист по созданию эффективных команд и стратегий развития бизнеса, основатель бизнес-школы «Вверх», инвестор в стартапы, экс-генеральный директор и акционер компании Gettaxi (Gett), которая в 2013 году вошла в ТОП-15 списка журнала Forbes самых быстро развивающихся. А еще он талантливый писатель, отец четверых детей, ведущий своего YouTube канала, путешественник, удивительной эрудиции человек и просто прекрасный собеседник, зажигающий своим позитивом и жизнелюбием. «Верю в то, что самый большой проект у меня еще впереди, – уверен Владимир. – Мое желание – чтобы через три, пять, десять лет я смог сказать себе: «Ай да молодец, ай да круто зажег».

ПРО КАРЬЕРНЫЙ РОСТ


– Владимир, здравствуйте! У Вас такая богатая биография! С чего начинался Ваш путь?
– Все началось в 1988 году. С этого времени и до 1992 года я был челночником, торговал джинсами и видеомагнитофонами на рынке. Но потом понял, что таким образом много не заработаю, а еще – что ничего не знаю про бизнес. Я проделал большой путь. Работал топ-менеджером в крупнейших компаниях России: «Русский стандарт», «Uniland», «Улыбка радуги» и других. Постепенно стал постигать увлекательную науку бизнес-процессов: как нанимать людей, как их мотивировать, как собирать в команды. Это было для меня очень-очень важно и интересно. Сейчас я – акционер Gett и бизнес-ангел. Полностью убежден, что проекты, которыми руководил, были успешными потому, что мне удавалось находить для их реализации сильных людей. Поэтому главное, чем я занимаюсь сегодня, – это поиск умных личностей, с мотивацией на решение задач, готовых не ломаться, а брать ответственность на себя. Если я хорошо разбираюсь в маркетинге, значит, должен найти человека, который делает это лучше меня. И так во всем. Точно знаю, что когда ты хочешь создать перспективный бизнес, позиция «Я – Д’Артаньян, а ты вокруг меня — Йес-мэн, человек, который на все отвечает утвердительно», обречена на провал. Особенно в реализации новых проектов, новых стартапов, когда нужно включать голову, вырабатывать решения, а не ждать готовых ответов.

ПРО СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ КОМАНД


– Вы занимаетесь созданием эффективных команд уже более 25 лет. Есть у Вас какие-то критерии отбора людей для их участия в продвижении того или иного проекта?
– Во-первых, я ищу высоких профессионалов, но начинаю не со списка профессиональных качеств, здесь все понятно. Меня интересует ответ на вопрос: почему человек хочет в мой проект? Второй вопрос, который я задаю: «Готов ли ты много работать?». И третий: «Похвастайся, какими вещами ты больше всего гордишься?» Во-вторых, у кандидата в проект должна быть внутренняя мотивация на решение задач. Из двух слов «хочу» и «могу» для меня первостепенное – «хочу». Потому что если человек не умеет, но хочет, его можно научить, но если не хочет, но умеет, он найдет кучу причин для оправдания своих неудач. И, в-третьих, очень существенное качество – он должен уметь взаимодействовать внутри команды (не надевать корону «Я великий»), работать в коллективе. Финансовый вопрос – это последнее, что меня заботит при поиске нужных людей.

– Без чего не будет работать даже очень профессиональная команда?

– Без лидера. Но лидер – не тот, который говорит: «Эй, за мной, я вас замотивирую». Лидер – это человек, способный видеть возможные решения бизнес-задач. Профессионал, готовый брать на себя ответственность. Ключевое — ответственность и умение сплотить команду для стратегических решений.

– Как правильно мотивировать команду на достижение успеха?
– Я никогда не мотивирую команду. Считаю, что это одна из фальшивок. Если у человека нет желания решать мои задачи, я не занимаюсь накачкой. Все мотивирующие ролики из фильма «Американец», «Бройлерная», «Волк с Уолл-стрит» и т. п. – ерунда. В жизни такого не бывает. Реально крутая команда создается только тогда, когда ты находишь крутых мотивированных людей. А мотивировать их, если они «сдулись» – не мое. Помочь решить задачи – да, преодолеть сопротивление – да. А вот это: «Вы можете», «Я в вас верю» – фальшивка.

ПРО БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ

– Есть ли среди Ваших проектов такие, которыми Вы гордитесь особенно?


– Конечно. Расскажу о нескольких. 26 декабря 2018 года ко мне пришел со своей идеей Руслан Андреев. Он придумал уникальную технологию по созданию бионических биопротезов. Чем она уникальна? Когда, например, у человека нет половины руки, но она при этом может функционировать – благодаря датчику мы- шечной активности передается сигнал на плату управления, приводя в действие моторы пальцев или суставов. Человек может взять в руку пакет молока, достать смартфон из кармана, то есть у него есть все функциональные возможности для активной жизни. Еще хотелось бы отметить Виталия Крылова. Это парень, который начинал менеджером по продажам, затем стал директором по региональному развитию и дошел до генерального директора Gett в России. А сейчас владеет собственным стартапом PapaJobs по поиску работы. В прошлом году в развитие данного проекта было инвестировано 40 миллионов рублей. Этими стартапами я очень горжусь. Но еще больше теми людьми, которые сделали данные проекты успешными.

– Над реализацией каких проектов работаете сегодня?
– Проекты разные. Вот один из последних. Парень
придумал технологию производства дышащей обуви, разработал патент, который мы планируем с ним развивать. Сейчас находимся в поиске партнера-производителя для создания новой серии обуви с водонепроницаемой, дышащей подошвой AVCA. На сегодняшний день на рынке есть пока только один бренд, выпускающий обувь с вентиляцией на подошве – Geox. Вот с ним мы и поборемся за конкурентное преимущество. По сути, я нахожу недооцененные проекты талантливых людей и помогаю их воплотить в жизнь. Мне это интересно. В день я рассматриваю 3-5 проектов минимум, в месяц – 50-80, в год – 200-250. Меня целяют далеко не все из них, а только хай-тек и некоторые онлайновые проекты. Я знаю, как систематизировать бизнес, как найти инвестора и инвестировать самому.

– Назовите свой самый смелый проект, в успех которого Вы не до конца верили, а он неожиданно «выстрелил»?


– Таких проектов не было. Не умею заниматься тем, что мне не нравится. И так во всем. Мои ботинки – лучшие ботинки в мире. Мои рубашки – лучшие рубашки в мире. Санкт-Петербург – лучший город на земле. Не просто красивый город, но и очень атмосферный, где живут и работают замечательные, теплые люди, с которыми приятно общаться. Они не ставят перед собой задачу покорить тебя своей короной. Они настоящие.

– Скажите, от чего зависит, будет ли тот или иной стартап удачным?
– От уникальности идеи. Катастрофа, когда мне предлагают протестировать товар, уже прошедший через эту процедуру сто сорок семь тысяч раз. Меня могут заинтересовать необычные вещи. Например, в Крыму я познакомился с замечательной барышней, которая придумала и воплотила в жизнь прекрасную идею для женщин, как сделать косметику из кофейного жмыха, что само по себе не новость. Но она преподнесла это так оригинально, что продажи растут день ото дня. От стартапера, который понимает, что в ближайшие три года ему надо много работать. Некоторые из них ждут, что я дам деньги, на которые они снимут офис, купят машину и все будет красиво. Когда говорю им: «Такого не будет, требуется много работать», они искренне расстраиваются.

– Владимир, какие советы дадите начинающему стартаперу?
– Изучить хорошо рынок, не быть уверенным в том, что продукт, который ты хочешь развивать – уникальный. Считать деньги. Находить решение и не долбиться об стену, если бизнес-модель не работает. Итого, три основных совета. Говоря простым языком, если люди не платят, значит им просто это не надо, и проект не решает их боль.

Реально крутая команда создается только тогда, когда ты находишь крутых мотивированных людей. А мотивировать, если они «сдулись» – не мое.

ПРО НЕУДАЧИ

– Были ли такие проекты, которые сначала казались перспективными, но в дальнейшем не получали своего развития?


— Да, конечно. Несколько классных проектов, в которых я был абсолютно уверен, оказались провальными. Например, не взлетела идея с химчисткой, когда к клиенту приезжает курьер, забирает грязное белье, а затем привозит обратно чистое и аккуратно сложенное

– В чем причина?
– Либо не умели считать деньги (доходы-расходы), либо не желали решать какие-то задачи. Для того, чтобы проект развивался, важна уникальность идеи и готовность основателя компании принять правильное решение, когда прежняя модель уже не работает, то есть поменять ее на более эффективную. Но очень часто предприниматели фанатично преданы старой модели.

– То есть, гарантий никаких нет?


– Нет. За последний год я потерял деньги в трех проектах, а в четвертом заработал. Тебе никто никогда никаких гарантий не даст. Ты должен быть к этому готов.

– Как Вы относитесь к неудачам?


– Неудач нет. Есть опыт. Ну, не получилось. Для меня главное – не останавливаться. О’Кей, деньги сгорели, но я иду дальше и ищу следующий проект, на котором смогу заработать.

 
 

– Если говорить в целом, с какой болью вы помогаете справиться людям, которые к Вам обращаются?

– Хороший вопрос. Есть опыт, а есть грабли. Я прямо говорю: «Вот это будет работать, а вот это – нет. Таким образом, сокращаю время проб, ошибок и потерь ресурсов для предпринимателей. У меня есть любимая фраза: «Не важно, что ты знаешь, важно, кого ты знаешь». Я помогаю находить тех людей, которые создали миллиардный бизнес и готовы делиться своим опытом. Даю практические знания и решения, нахожу реальных экспертов-практиков.

ПРО ЖИЗНЬ


– Что вас мотивирует?
– В последние минуты уходящего года я всегда подвожу итоги и ставлю цели на год предстоящий. Для меня это очень значимо. Поэтому ответ на вопрос «что меня мотивирует» – я сам.

– Вы – автор многих популярных книг. А хотели бы, чтобы книгу написали о Вас?


– 2 декабря состоится премьера бизнес-спектакля под названием «Эгоист» о моем профессиональном пути: от человека, который начинал свою карьеру на рынке до инвестора в хай-тек проекте. Книгу же нет, не хочу. Рано еще. А вот спектакль может помочь россиянам в каких-то бизнес-решениях, которые в свое время оказались полезны мне. Приглашаю всех желающих на спектакль «Эгоист»! Следите за информацией в моих социальных сетях.

– В одной из социальных сетей Вы написали, что важно уметь слушать и слышать. Что
это значит?


– В огромном количестве информационного шума люди порой не обращают внимания на главное, не слышат себя. Например, человек бегает, суетится, приходит с заявлением о том, что хочет продвигать свой бизнес. А на деле ему глубоко все надоело, так как единственное его истинное желание в данный период – просто отдохнуть. Поэтому важно научиться слушать себя, что мне на самом деле необходимо. Второе – научиться слушать других людей, чего хотят они. А люди врут. Врут сами себе. То, что они говорят и что на самом деле делают – две разные вещи.

– По образованию Вы журналист. Сейчас Вас что-нибудь связывает с этой профессией?


– Каждый день веду социальные сети, но не с постами о своем времяпровождении, пишу про решения бизнес-задач.

– Вы очень публичный человек, любите себя пиарить?
– Создавать какие-то рекламные кампании, собирать стадионы – чепуха. Считаю это смешным и никогда не буду этого делать. Когда меня приглашают, конечно, выступаю, но с тремя основными темами: как создать эффективную команду, как бороться с конкуренцией и стратегическое развитие бизнеса.

Я нахожу недооцененные проекты талантливых людей и помогаю их воплотить в жизнь. Мне это интересно.

– Что Вам еще доставляет радость в жизни, кроме работы?
– Люблю читать, очень много читаю. Люблю экзотические автомобили, путешествовать. Путешествия – это новые знания, новый опыт, новые впечатления. Коллекционирую старые механические часы.

– Почему именно часы?
– Часы – это символ времени, а время – самое главное, что есть у человека.

– У Вас есть формула личного успеха?
– Верю в то, что самый большой проект у меня еще впереди. Ищу новые идеи, новых людей. Мое желание – чтобы через три, пять, десять лет я смог сказать себе: «Ай да молодец, ай да круто зажег». Моему сыну – три с половиной года, другому сыну – восемнадцать лет, дочери – двадцать два года, старшей дочери – двадцать пять. Мне хочется, чтобы они мной гордились. Гордились не тем, что я сделал в прошлом, а тем, что делаю сейчас, сегодня, буду делать завтра, через год, несколько лет.

Беседовала Ксения Карловская

теги

Добавить комментарий

Нажмите сюда, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Больше на 100 лучших экспертов

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading